Композиторы Пензы

Добавлено 24 февраля 2013 muzkarta

Отрытый конкурс по композиции «Творчество юных», Пензенское отделение Союза композиторов, РОО «Союз музыкальных деятелей Пензенской области», Всероссийский фестиваль «Музыкальный подснежник», Нижегородская консерватория, Денис Мацуев (фортепиано)

Штейнвиль Абрам Израилевич (1916–1983)

Имя Штейнвиля — пианиста и педагога, композитора — одно из наиболее значительных в истории музыкальной культуры пензенского края. Феноменально одарённый музыкант, представитель лучших традиций отечественной пианистической школы, освоенных им в классе профессора Одесской консерватории Марии Митрофановны Старковой, затем в аспирантуре при Московской государственной консерватории им. Чайковского в классе профессора Константина Николаевича Игумнова. Однако с самой юности его пианистическое развитие шло параллельно с развитием композиторских наклонностей, и ещё в студенчестве за свои произведения он был принят в Союз композиторов Украины, после чего он закончил ещё один факультет консерватории теоретико-композиторский(его наставники — профессор Н. Н. Вилинский и П. И. Молчанов, ученикН. А. Римского-Корсакова). С началом войны эвакуация приводит А. Штейнвиля в Пензу. Волей случая он остаётся здесь и вскоре разворачивает кон — цертную деятельность грандиозного масштаба, исполнив все сонаты Бетховена, большую часть сочинений Листа и Шопена, все этюды-картины, концерты ивариационные циклы Рахманинова. С 1950 года Штейнвиль — ведущий преподаватель Пензенского музыкального училища, подготовивший за последующие годы 117 специалистов. И всё это время он не бросал перо.

Разнообразное по жанру композиторское наследие Штейнвиля содержит более 200 произведений: вокальная и фортепианная музыка, оркестровые и хоровые сочинения, музыка к спектаклям. В этих сочинениях он предстаёт как подлинный мастер, имеющий в своём распоряжении всё лучшее из приёмов письма, сформированных традиционной русской композиторской школой, и как глубокий музыкант с богатейшим внутренним миром.

Для детского репертуара им написаны Сонатина, «Альбом полифонических произведений» и «Детский альбом». По сравнению с крупными концертными сочинениями пьесы Штейнвиля для детей достаточно незамысловаты, но в них присутствует такая ясность мышления, такая непринужденность и лёгкость письма, органичность стиля, что остаётся только удивляться, как в этих крошечных пьесках, словно в капле воды, отразилось тонкое артистическое обаяние их автора.

Гроссман Геннадий Адольфович (1945 г.)

Педагог, пианист, композитор, заслуженный работник культуры Геннадий Адольфович Гроссман живёт в Пензе с самого рождения. В числе учеников Раисы Ефимовны Цимринг он закончил музыкальное училище как пианист, а затем и Саратовскую консерваторию по классу профессора Бендицкого С. С. и Сенокосовой И. М. При этом ещё с детских лет он испытывал тягу к исследованию и сочинению музыки. Поступив на работу в училище, он продолжил творческие опыты. Большую помощь молодым композиторам в те годы оказывал Дмитрия Ивановича Иващенко, который вёл в то время секцию композиции при Управлении культуры. Сегодня Геннадий Адольфович Гроссман — автор многочисленных вокальных и фортепианных сочинений. Пензенцам хорошо известны его романсы на стихи Лермонтова, песни на стихи Застрожного, Коган, Давыдова. Фортепианная музыка Гроссмана исполняется не только в самых разных уголках России. Высокая оценка его творческой деятельности засвидетельствована почётными дипломами из Италии, Болгарии, Индии.

Недавно в Пензе был издан сборник «Фортепианные пьесы для детей» Гроссмана. По словам автора, цель этого сборника — не только совершенствование техники игры на фортепиано, но и развитие воображения. Важнейший стимул исполнительского роста — живой, интересный ребёнку музыкальный материал.

Пьесы настраивают на позитивный лад, вызывают множество ассоциаций с окружающей ребёнка реальностью, побуждая открывать для себя красоту простых вещей: песенки кукушки, танца снежинок.

Давыдов Роман Тигранович (1947 г.)

Уроженец Баку, выпускник кафедры композиции Горьковской (Нижегородской) консерватории (класс профессора Аркадия Александровича Нестерова), Роман Давыдов до 28 лет ничего не знал о городе Пенза, но, приехав сюда однажды, остался здесь навсегда. Уже один этот поступок со стороны человека, имевшего творческие и дружеские контакты чуть ли не по всему Союзу, выдаёт настоящего лирика. Видимо, это же качество помогло ему в дальнейшем раскрыться как композитору, осуществлявшему даже те замыслы, для исполнения которых в Пензе отсутствовали возможности — например, органные сочинения. В свою очередь, благодаря им складывалось сотрудничество с такими крупными исполнителями, как Хуго Лепнурм (Таллин), Мария Макарова (Москва), а творчество Давыдова получило известность далеко за пределами России. Главное же было в том, что творчество стало важнейшей составляющей его жизни, и всё происходившее в ней, будь то счастье или горе, становилось музыкой — песнями и поэмами, органными и оркестровыми сочинениями. А одним из подарков городу, ставшему для Романа Тиграновича родным, стала организация в Пензе Регионального отделения Союза композиторов РФ, работу которого он и сейчас успешно возглавляет.

Детская тема для Романа Давыдова более чем закономерна — двадцатилетнее руководство им же созданной Школой искусств для одарённых детей, активнейшее участие в организации конкурса начинающих композиторов «Творчество юных» по-настоящему сблизило с миром детских фантазий, игр, переживаний. Именно это — подлинное — значение понятия «Детский мир» вложено автором в название цикла фортепианных миниатюр, выпущенного московским издательством «Композитор» в восьми тетрадях. По преимуществу это полифонические миниатюры, но было бы обидной ошибкой видеть в них только пособие для освоения полифонии. Мелодическая выразительность и характерность ритмики в сочетании с образностью названий и остроумием ремарок побуждают к гораздо большему — словно картинки-раскраски, они располагают к поиску нужных оттенков звучания инструмента, благодаря которым обозначенные контуры оживают.

Чех Виктор Павлович

Виктор Чех — широко известный джазовый пианист, композитор, педагог. Его творческая биография географически охватывает всю территорию нашей страны периода СССР. Родился в Бурятии, в Иркутском музыкальном училище получил специальность пианиста — кстати, в классе той же Любови Николаевны Сименцовой, что и позднее Денис Мацуев. Затем последовала Новосибирская консерватория — правда, с его формированием как джазового пианиста эти учебные заведения связаны лишь косвенно. В те времена в нашей стране был лишь один учитель джаза — это сам джаз. История джаза в записях выступлений лучших исполнителей, добывавшихся невероятными путями — это и была его школа (благо, по слуху он ещё с детства играл практически всё) плюс интенсивнейшая исполнительская практика.

Более 20 лет Чех провёл в странствиях, в качестве артиста эстрады гастролируя с различными исполнителями и коллективами по всему Союзу — от Владивостока до Таллина. Маршруты этих поездок проходили и через Пензу, но решение приехать на более продолжительное время пришло уже после 1992 года, когда прежние концертные организации перестали существовать. Многие его коллеги предпочли тогда уехать за рубеж, было и у Виктора Павловича предложение из Японии, но он выбрал Пензу, а вместе с ней и новый род деятельности — преподавание. Созданная Чехом на базе ДМШ № 15 школа джазового исполнительства уже более 15 лет неизменно удивляет и восхищает успехами своих воспитанников.

Богатейший опыт исполнителя-импровизатора теперь воплотился в уникальную методику обучения. Пригодился и композиторский опыт: разработанный Чехом курс джазовой импровизации для детей содержит как различного рода развивающие упражнения, так и готовые концертные пьесы в плане импровизаций на популярные темы. Некоторая часть этих произведений издана отдельными тетрадями, каждая из которых соответствует определённому этапу обучения. (Приятно, что среди классических джазовых тем и мировых хитов здесь заметное место занимает отечественная песенная классика — особенно велик успех импровизации на тему песни из кинофильма «Я шагаю по Москве».) Так уже с первых шагов начинающий импровизатор приобретает понимание самой сути этого искусства, с помощью которого давно известные мелодии могут зазвучать совершенно неожиданным образом, расцветая новыми яркими красками.

Огарёв Виктор Владимирович (1950–2010)

Заслуженный деятель искусств РФ Виктор Владимирович Огарёв большую часть жизни играл видную роль в культурной жизни Пензы, поочерёдно занимая целый ряд ответственных должностей: художественный руководитель областной филармонии, директор театра драмы, министр культуры Пензенской области. Но к этому «официальному» портрету необходимо добавить ещё один важный штрих — ярко артистичная, творческая личность.

Ещё с тех пор, когда в хоре мальчиков Дома пионеров он самозабвенно распевал «Санта Лючию», его жизнь была связана с песней. После окончаниядирижёрско-хорового отделения Пензенского музыкального училища, а затем Тамбовского филиала Московского института культуры, он становится солистом филармонии — Тамбовской, Калмыцкой и, наконец, Пензенской, где уже вскоре получает назначение художественного руководителя. Последующий должностной рост заметно потеснил занятия творческого рода, но с песней Огарёв не расставался никогда. Со временем им были записаны три диска авторских песен.

Виктору Огарёву принадлежит авторство гимна Пензенской области. Подарил он гимн и пензенским спортсменам, и даже соратникам по любимому виду спорта — теннису.

Среди сочинений Огарёва нет собственно детских, однако его песни о родном городе одинаково близки и взрослым, и юным пензенцам, поэтому убедительно звучат и в детском исполнении.

Копьёва Лариса Дмитриевна (1955 г.)

Лариса Копьёва по специальности — педагог, преподаватель теории музыки, по натуре — человек творчества. Место её рождения — город Уссурийск Приморского края, легендарно прекрасная, но суровая земля. Годы учёбы проходят на Украине в городе Черкассы, где Лариса заканчивает отделение теории музыкального училища. Однако вскоре она оставляет цветущий юг и отправляется работать на север, в Ханты-Мансийский округ, где между Сургутом и Нижневартовском рождался новый город Лангепас с новой музыкальной школой.

Дружный коллектив молодых энтузиастов, творческая атмосфера и понимание коллег — лучший стимул проверить свои возможности в сочинении. И Лариса пробует — появляется сборник детских фортепианных пьес частью для младшего, частью для среднего возраста. Сборник встречают «на ура», вскоре он уже выходит в одном из московских издательств. Однако состояние здоровья вынуждает её покинуть север, так она оказывается в Пензе. Умеренный климат и умеренная жизнь старого провинциального города могли бы погасить творческое горение, но этого не происходит и, опять-таки, во многом благодаря неравнодушию и поддержке коллектива тоже совсем молодой музыкальной школы № 15. В течение двух лет Лариса Копьёва ведёт здесь класс композиции, выступает с детьми на конкурсах, а тем временем возникает её второй фортепианный сборник, также включающий две тетради. В 2006 году сборник частично издан в Санкт-Петербурге. В обоих сборниках пьесы для начальных и средних классов различаются в первую очередь не по технической, а по содержательной сложности исполнительской задачи.

В обоих сборниках пьесы для начальных и средних классов различаются в первую очередь не по технической, а по содержательной сложности исполнительской задачи. Первая группа состоит из программных пьес со множеством звукоизобразительных или даже сюжетных подробностей («Кузнечики», «Ходит ночью кот по крышам»). Даже самые обычные жанры, как, например, вальс, этюд, связываются с конкретным образом: «Первый вальс», «Лёгкая позёмка». Пьесы второй группы имеют более нейтральное название, но заданный характер требует — на этот раз уже самостоятельно — находить соответствующее образное решение.

Гусев Евгений Венедиктович (1957 г.)

Композитор и педагог, член Союза композиторов РФ, лауреат губернаторской премии за достижения в творчестве Е. Гусeв вырос на Волге. Путь его формирования как музыканта со стороны выглядит как цепь достаточно неожиданных превращений: в маленьком ткацком городке Вичуга закончил музыкальную школу по классу аккордеона, затем Ивановское музыкальное училище как теоретик и пианист (неполный курс), наконец композиторское отделение Горьковской (Нижегородской) государственной консерватории им. Глинки, где его педагогом по специальности был Станислав Петрович Стразов. Последующий приезд в Пензу принёс новые перемены: если в годы учёбы его основными жанрами были квартет, симфоническая поэма, фортепианная фантазия, романсы, то теперь главными сферами творчества становятся музыкальные спектакли для кукольного театра и… педагогика. Но вне зависимости от всяческих перемен он всегда оставался собой — и когда его главной аудиторией была консерваторская элита, и когда этой аудиторией стали дети. Это качество Евгений Венедиктович воспитал и в своих учениках, каждый из которых не похож ни на своего учителя, ни на кого-то другого.

Предметом особого внимания для Гусева как композитора-педагога стал конкурс «Творчество юных». Член оргкомитета конкурса, неизменный член и сопредседатель жюри, он в числе тех, благодаря кому конкурс не только стал традиционным, но и приобрёл региональный масштаб. Многие оценили увлекательные, побуждающие развиваться творческие задания для начинающих композиторов, которые составляются им уже в течение двадцати лет.

Собственные произведения Евгения Гусева для детского репертуара — связующее звено между основными областями творчества. Их наибольшая часть — это переложения театральной музыки. Немногочисленные отдельные миниатюры — как для фортепиано, так и для скрипки — вполне можно отнести к сочинениям «по случаю». Но нет ничего случайного в том, как они написаны — тот же увлекающий мелодизм, оттенённый свежестью гармонии, искусно вплетаемый в детально проработанную музыкальную ткань; та же поэтичность образов, что и в самых значимых его сочинениях.

Строков Константин Николаевич (1963 г.)

Константин Строков — преподаватель теории музыки ДМШ № 15 города Пензы, педагог не только по профессии, но и по внутреннему строю, так что детская тема для него основная — и в работе, и в творчестве, и в жизни.

Родом из Казахстана, Константин Строков подростком переехал с родителями в Пензу, где и поступил в музыкальное училище на отделение теории. Тогда же сюда после консерватории приезжает Е. В. Гусев. Творческий дух уроков гармонии и полифонии, которые вёл молодой композитор, оказался заразителен. И когда уже собственные ученики понесли Константину Николаевичу свои первые произведения, не сочинять было просто невозможно.

Строкову принадлежит ряд фортепианных пьес — прелюдии, ноктюрн, этюд в стиле «рэг», а также детские песни, написанные в содружестве с коллегой-теоретиком М. Бадановой. Его песни патриотической тематики на стихи С. Есенина, В. Фейгиной также вошли в репертуар детских коллективов. Музыка Строкова находит прекрасный отклик у детей, потому что писавший её очень хорошо их знает и понимает, и потому что это музыка, в которой живёт праздник.

Тразанова Юлия Александровна (1971)

Юлия Тразанова — преподаватель фортепиано гимназии № 42. Профессиональный багаж Юлии Александровны помимо фортепианного отделения Пензенского музыкального училища (класс Тамары Николаевны Гавриловой) включает также факультет русского языка и литературы Педагогического института. Разностороннее педагогическое образование, скорее всего, сыграло свою роль, способствовав более глубокому пониманию родственных связей слова и музыки. Это позволило находить самостоятельные интересные решения возникающих в преподавательской работе задач, что в дальнейшем оформилось в виде авторского сборника «Подружитесь с фортепиано / учебное пособие для начинающих» (издан в Пензе в 2002 году).

В каждой пьесе сборника предложен конкретный метод освоения определённого исполнительского приёма, что отражено в лаконичных методических комментариях. Однако не менее продумана и другая сторона обучения — сделать упражнения понятными и привлекательными для детей. Большинство пьес написаны на основе детских стихотворений Владислава Самсонова, которые приводятся здесь же. Тексты не только оживляют образ, но и позволяют легко усвоить ритм, осмыслить фразировку, представить характер движения. Среди пьес есть и ансамбли, где партии примерно равны по сложности и позволяют учащимся музицировать вместе. Это и многое другое отражает главную направленность сборника — сделать первое знакомство с инструментом началом крепкой дружбы.

Поздняков Александр Владимирович (1972 г.)

Александр Поздняков — композитор, педагог, философ, родился в Пензе и в буквальном смысле, и как композитор. Его первые сочинения прозвучали ещё в период обучения в Детской музыкальной школе № 4, а в Пензенском музыкальном училище, где он занимался композицией под руководствомЕ. В. Гусева, состоялся его первый авторский концерт. После блестящего окончания композиторского факультета академии им. Гнесиных по классуГ. В. Чернова, будучи лауреатом первой премии Первого Всероссийского конкурса «Молодые композиторы России», он становится преподавателем Гнесинской академии, позднее — Университета Монреаля (Канада), специализируясь в области полифонии и оркестровки. Среди его сочинений преобладает оркестровая и хоровая музыка крупной формы, которая по результатам конкурсного отбора регулярно исполняется лучшими коллективами Монреаля.

Хотя Александр Владимирович работает далеко от Пензы, значительная часть замыслов непосредственно связана с родным городом. В их числе — Три песни для детского хора на стихи пензенского поэта Владислава Самсонова из сборника «Мгновения». Интересно, что композитор находит возможным говорить с детьми о тех же серьёзных вещах, что и со взрослой аудиторией, но на основе доступного их восприятию материала. Здесь три миниатюрных музыкальных пейзажа, запечатлевших краски и звуки родной стороны, а с ними и те удивительные мгновения, когда юный человек начинает взрослеть, задумываясь о самом важном.

Гусева М. М., музыковед, член СК России.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Шаховской А. Нижний Новгород, 11 октября 2017:

    Евгению Гусеву - успехов в конкурсе

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору