Фото взято с сайта vk.comОльга Проскурина. Ликующий баян20 декабря 2014 г. любителей баянного искусства г. Ижевска ждала творческая встреча с одним из интересных современных баянистом — Юрием Гуревичем, лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов, заведующим кафедрой народных инструментов, профессором Нижегородской консерватории. Ижевская публика уже в третий раз принимает своеобразный творческий отчет этого многогранного исполнителя. Юрий Гуревич считает, что баян — это динамично развивающийся инструмент, которому подвластны разные сферы музыкальных стилей и эпох, и доказывает это своей творческой практикой.
Концертную программу составили произведения, стилевые рамки которых очертили круг от эпохи итальянского Возрождения до сочинений современных композиторов последних лет и показали богатые и неограниченные возможности баяна, этого многоликого инструмента.
Слушая итальянскую клавирную музыку 16–17 веков в транскрипции для баяна, трудно было освободиться от ощущения, что слушаешь органную музыку, так разнообразно была выстроена регистровка; в имитационном кружеве полифонических канцон слышалась ясно очерченная тематическая линия, флейтовые трели и «волыночный» бурдон создавали буколический колорит в Пасторали, причудливые «странности» Фольи заставляли вспомнить традицию барочного инвенторства.
Совсем иное, более мощное и разнообразное, почти симфоническое звучание баяна слышалось в исполнении современной музыки. «Концертная сюита» Кирилла Волкова — музыкальные картины языческой Руси. Юрий Гуревич, вслед за композитором, словно сказочный Боян, рисует на баяне образы былинного эпоса, пугающую атмосферу древних сказаний, батальные сцены с витязями, и языческие обрядовые мистерии. Баяну здесь подвластны и почти кинематографические наплывы кластерных звучностей, и мощный, лапидарный былинный зов, и жесткие ритмоформулы бешеной скачки.
Остросовременная композиторская техника в ее разнообразных проявлениях виртуозно претворяется в сочинении 2011 года петербургского композитора Евгения Иршаи с почти мистическим названием «Bahagobu». Пьеса построена на диалоге динамичной, почти агрессивной токкатности, с ее «хрипящей» страстностью, и упорядоченного, устремленного движения, словно противостояние Хаоса и порядка. Итогом этого метафизического спора становится жутковатый сухой, безжизненный стук глиссандо, и пустой остов тонической квинты, словно вопрос, оставшийся без ответа…
Юрий Гуревич играет много современной музыки, хорошо ее знает и чувствует, он удивительно органичен в исполнении самых радикальных композиторских приемов, осязаемо выстраивает цельную структуру композиции. Его исполнительская манера характеризуется ясной артикуляцией, диалогичным построением музыкальной речи, которая целиком захватывает внимание слушателей ясной логикой развития.
В джазовой части программы Юрий Гуревич предстал как очень стильный, эмоциональный исполнитель, тонко чувствующий жанровые основы романтичного джазового вальса, экспрессивного би-бопа, классического свинга… В исполнении джазовых пьес Якушенко, Крамера, Шмитца Юрий Гуревич легко и с удовольствием погружал слушателей в богатую картину джазовых стилей, жанров, легендарных имен, в которых он сам ориентируется виртуозно.
Юрий Гуревич — исполнитель, проявляющий склонность к жанру концерта-беседы, он с удовольствием делится со слушателями своими познаниями, ведет с публикой доверительный разговор, оставаясь профессионально точным и в то же время понятным для всех слушателей.
Такая просветительская направленность концертной программы, в которой исполнитель выступает в роли музыковеда, безусловно, привлекает слушателей всех уровней подготовки: профессионалы ведут с исполнителем внутренний диалог (а кто-то, может, полемику), а неискушенные слушатели с удовольствием и легкостью воспринимают любую, даже самую сложную музыку.
Концерт Юрия Гуревича — великолепный предновогодний подарок всем любителям хорошей музыки и поклонникам баяна, этого ликующего инструмента, сияющего всеми тембровыми красками, подчиняющегося энергии и воле талантливого солиста.
О. В. Проскурина