Жизнь с виолончелью. Человек, идущий впереди оркестра

Добавлено 25 января 2015 muzkarta

Нижегородская филармония, Нижегородская консерватория

Она всегда первой выходит на сцену. Татьяну Чикалову, заслуженную артистку России, концертмейстера Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, хорошо знают завсегдатаи Кремлёвского зала.

Татьяна Чикалова © / АиФ
Ещё студенткой консерватории мечтала не о сольной карьере, а о работе в хорошем оркестре. О своём выборе Татьяна Юрьевна, доцент Нижегородской консерватории, нисколько не жалеет.

Не надо было уговаривать
— Татьяна Юрьевна, ваше появление на эстраде напоминает строго установленный ритуал: за вами, словно по команде, следуют остальные музыканты.

— Объяснение очень простое: пульты виолончелистов расположены в нашем симфоническом оркестре справа от дирижёра. Поэтому сначала выходим мы, а потом другие инструменталисты.

— Нынешний год для вас особенный — четверть века назад окончили Ленинградскую консерваторию и столько же времени играете в академическом оркестре, двадцать лет являетесь концертмейстером своей группы, а 19 января отметили собственный юбилей. Как вы пришли в искусство?

— Мои родители, особенно папа, очень хотели, чтобы я училась музыке.

— Они музыканты?

— Нет, но это был, наверное, тот редкий случай, когда совпали желание родителей и стремление ребёнка: меня не нужно было уговаривать идти на урок к педагогу. В пять лет, взяв папку с нотами, я не просто шла — мчалась сначала в студию Дома культуры имени Орджоникидзе, а потом — в 11-ю музыкальную школу в Сормове. Дальше, как у многих: музучилище, консерватория, ассистентура-стажировка.

— А почему виолончель, не скрипка, например, или фортепиано?

— Произошло всё чисто случайно. На отделение фортепиано в то время существовал большой конкурс, а класс виолончели в Сормовской музыкальной школе только образовался: к молодому педагогу Татьяне Михайловне Осиповой принимали всех желающих.

Быть лидером
— У вас особый дар проникновения в смысл нотного текста, прекрасное чувство стиля и тонкий художественный вкус. Это влияние ленинградской школы?

— В Ленинградской консерватории у меня был замечательный педагог Алексей Алексеевич Лазько, в прошлом виолончелист Мариинского театра. Он учил нас не только оркестровой культуре, требовал не просто воспроизведения написанного в нотах, а трепетной передачи слушателям замысла композитора.

— Вам это удаётся?

— Надеюсь, что да. Но, как вы понимаете, я всегда критически отношусь к тому, что делаю на эстраде: после концерта пытаюсь разобраться, всё ли получилось у меня и моих музыкантов.

— Вы считаете себя лидером?

— В своей группе — да. Концерт-мейстер обязан быть лидером, задавать тон, добиваясь мягкого виолончельного звучания. Опрятность интонационную, широкий кругозор стараюсь привить и своим ученикам в консерватории, где двадцать лет веду класс.

— Доцент Татьяна Юрьевна Чикалова — строгий педагог?

— Скорее требовательный, но всегда учитываю творческие возможности и способности каждого студента.

— У вас обширный оркестровый и сольный репертуар, какому виду исполнительства отдаёте предпочтение?

— Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Уникальна и неповторима каждая область музыки. Если ты профессионал, нельзя замыкаться только на сольном или ансамблевом вариантах: одно дополняет другое.

— Виолончельное искусство давно популярно у слушателей: была эпоха Пабло Казальса, Мстислава Ростроповича. А сейчас?

— Есть немало талантливых, успешно концертирующих музыкантов, но не такого масштаба, как Ростропович или Казальс. Может быть, со временем появится новый гений виолончели. Мне и моим музыкантам повезло: на Сахаровских фестивалях в Нижнем много общались с Ростроповичем, становились участниками его импровизированных мастер-классов.

— Известной австрийской скрипачке Анне-Софи Муттер принадлежит такой афоризм: «Жизнь без музыки — это жизнь в заблуждении». А что значит она для вас?

— Музыка сопровождает меня с пяти лет. Это моё призвание и профессия, ей отдано много лет жизни. Значит, живу не в заблуждении…

Дмитрий РОМАНОВ Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 4 21/01/2015

www.kultura-nn.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору