Она всегда первой выходит на сцену. Татьяну Чикалову, заслуженную артистку России, концертмейстера Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, хорошо знают завсегдатаи Кремлёвского зала.
Татьяна Чикалова © / АиФ
Ещё студенткой консерватории мечтала не о сольной карьере, а о работе в хорошем оркестре. О своём выборе Татьяна Юрьевна, доцент Нижегородской консерватории, нисколько не жалеет.
Не надо было уговаривать
— Татьяна Юрьевна, ваше появление на эстраде напоминает строго установленный ритуал: за вами, словно по команде, следуют остальные музыканты.— Объяснение очень простое: пульты виолончелистов расположены в нашем симфоническом оркестре справа от дирижёра. Поэтому сначала выходим мы, а потом другие инструменталисты.
— Нынешний год для вас особенный — четверть века назад окончили Ленинградскую консерваторию и столько же времени играете в академическом оркестре, двадцать лет являетесь концертмейстером своей группы, а 19 января отметили собственный юбилей. Как вы пришли в искусство?— Мои родители, особенно папа, очень хотели, чтобы я училась музыке.
— Они музыканты?— Нет, но это был, наверное, тот редкий случай, когда совпали желание родителей и стремление ребёнка: меня не нужно было уговаривать идти на урок к педагогу. В пять лет, взяв папку с нотами, я не просто шла — мчалась сначала в студию Дома культуры имени Орджоникидзе, а потом — в 11-ю музыкальную школу в Сормове. Дальше, как у многих: музучилище, консерватория, ассистентура-стажировка.
— А почему виолончель, не скрипка, например, или фортепиано?— Произошло всё чисто случайно. На отделение фортепиано в то время существовал большой конкурс, а класс виолончели в Сормовской музыкальной школе только образовался: к молодому педагогу Татьяне Михайловне Осиповой принимали всех желающих.
Быть лидером
— У вас особый дар проникновения в смысл нотного текста, прекрасное чувство стиля и тонкий художественный вкус. Это влияние ленинградской школы?— В Ленинградской консерватории у меня был замечательный педагог Алексей Алексеевич Лазько, в прошлом виолончелист Мариинского театра. Он учил нас не только оркестровой культуре, требовал не просто воспроизведения написанного в нотах, а трепетной передачи слушателям замысла композитора.
— Вам это удаётся?— Надеюсь, что да. Но, как вы понимаете, я всегда критически отношусь к тому, что делаю на эстраде: после концерта пытаюсь разобраться, всё ли получилось у меня и моих музыкантов.
— Вы считаете себя лидером?— В своей группе — да. Концерт-мейстер обязан быть лидером, задавать тон, добиваясь мягкого виолончельного звучания. Опрятность интонационную, широкий кругозор стараюсь привить и своим ученикам в консерватории, где двадцать лет веду класс.
— Доцент Татьяна Юрьевна Чикалова — строгий педагог?— Скорее требовательный, но всегда учитываю творческие возможности и способности каждого студента.
— У вас обширный оркестровый и сольный репертуар, какому виду исполнительства отдаёте предпочтение?— Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Уникальна и неповторима каждая область музыки. Если ты профессионал, нельзя замыкаться только на сольном или ансамблевом вариантах: одно дополняет другое.
— Виолончельное искусство давно популярно у слушателей: была эпоха Пабло Казальса, Мстислава Ростроповича. А сейчас?— Есть немало талантливых, успешно концертирующих музыкантов, но не такого масштаба, как Ростропович или Казальс. Может быть, со временем появится новый гений виолончели. Мне и моим музыкантам повезло: на Сахаровских фестивалях в Нижнем много общались с Ростроповичем, становились участниками его импровизированных мастер-классов.
— Известной австрийской скрипачке Анне-Софи Муттер принадлежит такой афоризм: «Жизнь без музыки — это жизнь в заблуждении». А что значит она для вас?— Музыка сопровождает меня с пяти лет. Это моё призвание и профессия, ей отдано много лет жизни. Значит, живу не в заблуждении…
Дмитрий РОМАНОВ Статья из газеты:
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 4 21/01/2015www.kultura-nn.ru