На IX Международном фестивале современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia» (г.Казань) прозвучала музыка Карлхайнца Штокхаузена. Впервые в Казани прошел концерт, целиком посвященный музыке этого немецкого композитора-авангардиста, и впервые в России были исполнены «Формула» для камерного оркестра, «Три песни» для голоса и камерного оркестра и «10 знаков зодиака». Это, несомненно, важное музыкальное событие потребовало значительных усилий музыкантов и организаторов фестиваля (основателем фестиваля является художественный руководитель и главный дирижер ГСО Республики Татарстан А. Сладковский). Приятно также, что в Казани нашлась и многочисленная публика, воспитанная предыдущими фестивалями и по достоинству эти усилия оценившая.
Музыка Штокхаузена, отразившая его нестандартное мышление и экспериментаторство, требует, скорее, подготовленного, нежели непосредственного восприятия. Весьма уместным было в этой связи обстоятельное вступительное слово руководителя музыкального центра «Институт К. Штокхаузена» Михаила Проснякова. А далее все оказалось в руках музыкантов ГСО РТ и вставшего за дирижерский пульт Андреса Мустонена. Этот превосходный дирижер и глубокий музыкант может, очевидно, увлекательно исполнить музыку любого исторического периода и стиля. Великолепно прозвучала «Формула», относящаяся к раннему периоду творчества Штокхаузена, в которой композитор развивал сериальную технику и идею «статичного» времени. Организуя сложнейшую партитуру, Мустонен, казалось, управлял и музыкантами, и слушателями. Он «разворачивал» музыкальную ткань, словно географическую карту, и его чуткий и четкий дирижерский жест безошибочно указывал на смысловые и структурные акценты композиции. Так же ясно, с необычайной тембровой тонкостью была раскрыта музыкальная конструкция двух поздних «космологических» циклов для оркестра — «5 знаков зодиака» (2004) и «Еще 5 знаков зодиака» (2007).
Экспрессионистские «Три песни» для альта и камерного оркестра (на слова Бодлера и Штокхаузена) на этом фоне выглядели более тяжеловесно и громоздко. Возможно, дело в микрофонной подзвучке клавесина и вокалистки — Полины Шамаевой (мне сложно было понять, зачем микрофон солистке «Новой оперы», тем более, что вокальная партия решена здесь в инструментальном ключе и сплетается с тембрами оркестра).
Отвечая на аплодисменты благодарных слушателей, Андрес Мустонен поздравил Казань с достойным местом на мировой музыкальной карте и завершил свое выступление доброй новостью: пообещал на следующем, юбилейном, фестивале «Concordia» исполнить музыку Арво Пярта и Софии Губайдуллиной.
Анна Сахарова

