muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Читайте на эту же тему
Добавлено 08 февраля 2014 Marina Andreykina
7 февраля, в день Открытия XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи, в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся необычный концерт.
Симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова совместно с Биг-бэндом (руководитель Владимир Уваров), Камерным хором (главный дирижёр Елена Алексеева) и солистом — лауреатом международных конкурсов Игорем Фёдоровым (кларнет, Москва) представил в буквальном смысле слова космическую программу.
Мы, словно волны, светом излучённые,
Летим вдоль звёзд, вибрирует эфир...
На жизнь земную обречённые,
Где суета и бренный мир.
Всё преходяще — наша жизнь и смерть
Эфирный ветер и источник света…
Планеты, звёзды и земная твердь…
Галактики, орбиты и кометы…
Звёздное небо, планетарные образы, межгалактическое пространство, пейзажи неземной красоты, — всё это ожидало белгородцев в этот музыкальный вечер. Привыкшим к «земной» музыке слушателям необычным могло показаться многое: от названия концерта («Человек с Марса»), его структуры и темы до световых эффектов, таких, например, как «чейз» и «гоба», звукового и видео-оформления концертной эстрады.
И тут необходимо отметить, что космический полёт (по крайней мере, его первая часть) не состоялся бы в полной мере без «галактических» соавторов концерта — звукооператора Ильи Гращенко, светооператора Андрея Жигалова и видеоинженера Максима Прохоровича.
Какая она, космическая музыка? В чём её особая притягательность? Понять это можно, только лишь послушав. История музыки насчитывает на сегодняшний день немало «космических» сочинений. Особый интерес к их созданию композиторы стали проявлять в ХХ веке, с развитием астрономии.
Так, ещё до 1930 года, когда была открыта планета «Плутон», считавшаяся до 2006 года девятой планетой Солнечной системы, английский композитор Густав Холст создал симфоническую сюиту «Планеты» (1914–1916). Это сочинение является своеобразной визитной карточкой британских оркестров.
В программе концерта прозвучал один из самых показательных фрагментов-частей сюиты — «Марс, вестник войны». Смешанный, нелёгкий для исполнения пятидольный размер, выдержанный на остинато на протяжении всей пьесы, эффектные нарастания, динамические подъёмы-кульминации, мощные аккордовые комплексы производили потрясающий эффект.
Надо сказать, что львиная доля «космичности» в исполнении такой музыки принадлежит медным духовым инструментам, которые берут на себя функцию проводников образов Вселенной.
Музыка из фантастической саги легендарного 82-летнего композитора США Джона Уильямса «Звёздные войны», пожалуй, была самой узнаваемой во всём концерте. В четырёх частях сюиты, которые были исполнены, — «Титры», «Тема принцессы Леи», «Кантина Бенд» и «Тронная комната», — зритель увидел и услышал много космического, среди которого настоящий праздник меди в первом эпизоде, красивейшее соло флейты (Анжела Уварова), нежное и тонкое соло валторны (Тимофей Скуднов) во втором, чувственное и нежные струнные, стройные туттийные аккорды.
Нарядная, праздничная музыка «Кантина Бенд» рождалась в эстрадно-джазовой феерии с зажигательными «фруллато» трубы (Андрей Андрейкин). «Тронная комната» торжественно завершила фантастическое шествие сюиты.
Два сочинения молодого композитора, кларнетиста Михаила Костылёва, публикующего свои сочинения под псевдонимом «LindErebros», были насыщены особым звёздным светом и космическим притяжением.
Прозвучавшие «Астральная прелюдия» — саундтрек к компьютерной игре «Аллоды онлайн» — и «Рождение новой звезды», за которыми без перерыва последовала музыка знаменитой кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» («Фортуна — повелительница мира») производили эффект погружения в иное пространство, иное измерение (наигрыш арфы, щебет высоких деревянных духовых).
Божественное умиротворение музыкального космоса навевало строки, цитируемые о подобной музыке самим Михаилом Костылёвым:
За горизонтом, между небом и землёю,
На грани снов, горит над миром золотой звездою,
Долина, что хранима божьим светом,
Туда слетают ангелы с рассветом...
Второе отделение программы «Человек с Марса» было настоящим царством космического джаза. Гость Белгорода, не раз с блеском выступавший с симфоническим оркестром филармонии в прошлые концертные сезоны (в том числе в программе с американским дирижёром Уинстоном Фогелем), лауреат международных конкурсов Игорь Фёдоров (кларнет, Москва) был принят публикой тепло и воодушевленно.
На этот раз «современный король кларнета», как назвала его ведущая концерта, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, солировал под аккомпанемент «детища» Николая Уварова — Big-band’а Белгородской филармонии «No comment» с расширенным составом оркестра (его дополнили некоторые струнные, духовые и ударные из симфонического оркестра) под управлением Дмитрия Филатова.
Космическая виртуозность, феерический джаз и неописуемая стремительность ждали слушателей в джазовом блоке программы. «Человек с Марса», Концерт для кларнета с оркестром Арти Шоу, «Концертино» Карла Краутгартнера продемонстрировали безграничные возможности кларнета и солиста Игоря Фёдорова.
Кларнет — это не только необыкновенно техничный и виртуозный инструмент, которому подвластен любой репертуар от классики до джаза, но ещё и космический. Казалось, солист извлекает из этого инструмента невозможное, — звуки, слушая которые на Земле, оказываешься в галактическом пространстве, между неизведанными планетами Солнечной системы…
«Прелюдия, Фуга и Риффы» Леонарда Бернстайна и прозвучавшее на бис «Интермеццо» Александра Цфасмана в исполнении Игоря Фёдорова окончательно уносили к звёздам и небесам — далёким, таинственным и манящим…
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)
Дата публикации: 08.02.2014
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal