Музыка польских органных табулатур

Добавлено 27 августа 2016 Александр Цветков

Александр Цветков (орган, фортепиано)

Музыка польских органных табулатур (PDF)

А. С. Цветков

В журнале № 3 за 2012 год была опубликована статья Ростислава Выграненко «Органная культура Польши XVII–XVIII веков», посвященная органам и органостроительству. Что же могло исполняться на всех этих инструментах? Широкой публике не очень известно, что Польша внесла, быть может, и небольшой, но очень интересный вклад в органную музыку позднего Ренессанса и раннего барокко. Так получилось, что мое увлечение органной музыкой в раннем детстве началось именно с польской музыки XVI–XVII веков. В 1970-х годах появилась пластинка: «Йоахим Грубич (Joachim Grubich) играет на органе г. Олива расшифровки польских органных табулатур». Эту пластинку в своё время я заслушал «до дыр». Спустя почти 40 лет мне удалось оцифровать и восстановить с помощью звукового редактора эту запись, и я услышал вновь эту замечательную, не похожую на привычную нам немецкую или французскую, музыку того времени.

Уже несколько лет у меня в распоряжении есть электронный орган Johannus Opus 25 -замечательный инструмент, но о фирме Johannus уже очень много сказано на страницах нашего журнала. Электронный орган активно используется в концертной жизни г. Павловска (пригорода Санкт-Петербурга). Успех этих концертов привел к тому, что имеется план в течение 2–3 лет установить настоящий орган в Крепости Бип, недавно восстановленной известным предпринимателем и филантропом С. Э. Гутцайтом. Центральный холл-атриум крепости имеет уникальную акустику, близкую к церковной. Формат этих концертов камерный, поэтому в программу можно включить не более двух развернутых произведений. А вот маленькие, но очень яркие пьесы Польских органных табулатур могут стать настоящим украшением концерта. Они легки для восприятия даже неподготовленной публики, а для профессионалов будут интересны тем, что исполняются не часто.

Всего Польских органных табулатур известно около полутора десятков. Они охватывают период от позднего средневековья до раннего барокко. Наиболее известные из них — табулатура Яна из Люблина (Jan z Lublina), утерянная в оригинале (но сохранившаяся в копиях) табулатура монастыря св. Духа в Кракове, а также самая поздняя по времени — Варшавская табулатура. Кстати, все произведения Варшавской табулатуры в 2006 г. были записаны Ростиславом Выграненко. Большинство польских табулатур используют музыкальную нотацию немецкой барочной органной школы. В этой системе написана в оригинале даже часть «Органной книжечки» И. С. Баха.

Имена большинства авторов произведений в этих табулатурах остались, как это часто бывает, неизвестными. Однако несколько композиторов мы можем назвать. Прежде всего, это Николай (или Миколай) из Кракова (Mikolaj z Krakowa), известный еще и латинизированной форме как Nicolaus Cracoviensis. Его имя упоминается в архиве Краковского (или как его еще называют Ягеллонского) университета. Этот университет окончили многие известные люди, например, римский папа Иоанн Павел II, писатель-фантаст и философ Станислав Лем. Но самое интересное, что в 1491—1495 гг. в этом университете учился Николай Коперник! Сохранилось, по-видимому, всего 5 произведений, приписываемых Миколаю из Кракова.

О других композиторах информации еще меньше. Например, о Яне Подбельском (Jan Podbielski), авторе прелюдии ре минор из Варшавской табулатуры (даже видеозаписи которой можно найти в Интернет), почти ничего не известно.

В разделе «Репертуар» мы публикуем четыре небольших пьесы:
  1. Аноним (1548). Cantio Polonica — вариации на тему средневекового гимна
  2. Преамбула фа мажор Николая из Кракова (начало XVI в.)
  3. Танец Хайдуков (Hayducki) Николая из Кракова. (Первоначально хайдуками назывались погонщики скота в Венгрии, но со второй половины XVI века они известны как пограничные воины из беглых крестьян)
  4. Ян Подбельски, Прелюдия из Варшавской табулатуры (1650).
Некоторые другие произведения из Польских табулатур могут быть найдены в архиве IMSL, но, насколько мне известно, в свободном доступе полностью ни Краковской табулатуры, ни табулатуры Яна из Люблина в Интернете нет.

Что касается регистровки при исполнении этих произведений, то следует учесть, что в XVI веке еще не было крупных инструментов, и она должна быть скромная, но с аликвотами или микстурами в стиле того времени. Имеющиеся записи в Интернете иногда демонстрируют излишне плотное, и даже тяжеловатое звуковое решение. В любом случае выбор регистров остается за исполнителем.

канд. физ.-мат. наук, доцент СПбГУ,
Александр Цветков

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору