Не слишком консервативный Рахманинов

Добавлено 20 мая 2017 Елена Прыткова

Елена Прыткова, Нижегородская филармония

В минувший четверг в Нижнем Новгороде была представлена опера Рахманинова «Алеко» — представлена в несколько непривычном месте, а также непривычными силами. Полусценическую версию показали в кинозале центра культуры «Рекорд» и аккомпанировал певцам вовсе не симфонический оркестр, а народный — Нижегородский оркестр русских народных инструментов, по инициативе которого все и состоялось. В заглавных ролях были заняты выпускники консерватории, для которых это был госэкзамен, хоровую партию исполнил хор Медицинской академии «Ars longa» — вместе с названным оркестром певчие представляют уже третью совместную программу в сезоне (предыдущими стали «Весенняя кантата» Свиридова и концерт военных песен).


Столь пестрый состав постановки, безусловно, сказался на некоторых качествах музыки, но в целом работу оркестра и его руководителя Бориса Схиртладзе, работу всей команды стоит признать как заслуживающую одобрения. Скромными визуальными силами режиссерам, Раиде и Александру Мюрисепам, вобщем удалось сделать спектакль достаточно зрелищным, однако особенности площадки могли быть использованы и шире. Подумалось, что оказавшийся за спинами оркестрантов огромный экран с успехом заменил бы оперные декорации или проиллюстрировал чисто инструментальные эпизоды (такие, как пляски женщин и мужчин).

Не скажу, что новый облик музыки Рахманинова, играемой балалайками и баянами взамен струнных и духовых, удалось принять «сразу и навсегда»: в некоторых сценах создавалось впечатление, что слушаешь не русского классика, а действительно нечто из привычного репертуара народного оркестра (к примеру, в пляске женщин) — настолько менялась музыка из-за аранжировки. Но в большинстве номеров «Алеко» оркестр, при определенном привыкании, вполне конкурировал с привычным симфоническим, что подчеркивалось и отдельными классическими тембрами в составе коллектива (были флейты, гобой, литавры, а гусли вполне заменяли арфу), а также временами завораживающими совпадениями с оригинальным звучанием — таков был фрагмент, где рокочущие баяны сымитировали звучание контрабасов.

Хорошая сыгранность коллектива позволила максимально проявиться в опере практически всем вокалистам. Молодые, яркие голоса оставили самое хорошее впечатление — особенно впечатлил дуэт Натальи Беляевой (Земфира) и Александра Зубаренкова (Молодой цыган). Их безупречный вокал, а также искусство актерского перевоплощения интриговали до конца спектакля. Герман Десятников, исполнивший Алеко, так же запомнился выразительным и насыщенным баритоном, но вот с актерской точки зрения его персонаж получился довольно бледным — артист словно играл старика, в котором давно утихли страсти, что абсолютно не вязалось с амплуа его героя.

Сложнее в этом профессиональном тандеме пришлось хору Медакадемии, но тем не менее коллектив вместе со своим руководителем Юлдуз Машариповой, ассистировавшей дирижеру на спектакле, смог представить достаточно убедительный вариант своей партии. Правда, вызывает сожаление, что некоторые моменты были купированы — и среди них один из самых блистательных (начальный хор «Как вольность весел наш ночлег…»). Но будем надеяться, что в ближайшем будущем хор одолеет и этот рубеж.

Как надеяться и на то, что оперную инициативу народный оркестр продолжит — в кооперации с консерваторией и другими коллективами, знакомя публику с новыми певцами и открывая не звучавшие еще оперы. Похоже, что мода на концертные (а лучше такие, как осуществил оркестр, полусценические) исполнения театральных сочинений снова оживает в Нижнем Новгороде, позволяя полагать, что чем выше будет оперная конкуренция в городе, тем в итоге интереснее получится и результат.

Автор — Елена Прыткова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. inga-majorova, 20 мая 2017:

    Вот это я понимаю, гос! Хорошая мода)

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору