Ольга Плаксунова: Современная хоровая музыка в Нижнем Новгороде

Добавлено 23 февраля 2016 Olga Plaxunova

Нижегородская консерватория, Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Ольга Плаксунова

В последнее время, вглядываясь в афиши больших концертных залов Нижнего Новгорода, я ищу для себя увлекательно-новое, на что тут же захотелось бы купить билет и ждать, с предвкушением прекрасного. Нет, грешно жаловаться нижегородцам: каждую неделю проходит несколько разнообразных концертов. Есть концерты в Филармонии с заезжими большими (и не очень) звёздами, традиционно, исполняющие музыку XVIII и XIX веков, и очень иногда XX века. Чудо, если попадётся что-то из века нынешнего! Для таких ценителей современной классики есть «гетто» нескольких абонементов, которые, кстати, раскупаются намного быстрее привычных — академических. Или же искать «свежее» нужно в иных залах? «Другую» музыку предлагают в Арсенале или в Консерватории: студенты и их преподаватели более открыты в экспериментах. На это можно справедливо возразить, что новая музыка плохо продаётся: у молодёжи нет средств или они вовсе не ходят на классическую музыку, а старшее поколение не хочет слышать непонятное и непривычное. Исправить такое положение дел возможно, как показал концерт современной хоровой музыки 18 февраля, прошедший в стенах Нижегородского хорового колледжа им. Л. К. Сивухина!


Сложнее ситуация с хоровым искусством в Нижнем Новгороде или проще? Есть многолетний опыт и традиции хорового исполнения в городе. Славится выпускниками с мировым именем Капелла, а Консерватория с Музыкальным училищем ежегодно выпускают хоровых дирижёров. За редким исключением, молодые специалисты растворяются — разъезжаются, потому что устроиться в городе по профессии подчас негде. Но проблема не с дефицитом профессионалов или хоровых концертов в принципе, а с низкой востребованностью этого вида искусства у зрителя. Отталкивает статичность представления, невнятность программ и ещё многое, что со стороны кажется приметой прошлого — скучать в течение нескольких часов не согласится современная аудитория. Многие со школьных времён никогда больше не слышали хор. На больших городских площадных праздниках порой включают хоровые выступления, но в качестве официозной части обязательной программы. Следом за хором обычно следует патриотическая народная песня и пляски (дабы не утомлять зрителей), а уж «на десерт» попса. Так сформировалось современное общество, что будет трудно убедить зрителя слушать непосредственно на концерте только хор — для удовольствия, как развлечение, или даже как арт-терапию, чтобы восстановить душевное здоровье. Но есть и другое — важное: хоровые коллективы, чаще остальных, исполняют произведения относительно недавно написанные, а значит, в Нижнем Новгороде есть, кому исполнить что-то новое! Камерный хор «Нижний Новгород» тому пример!

По-своему уникальным в этом смысле стал праздничный концерт 4 ноября 2015 года! Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» под управлением дирижера Бориса Мокеева впервые исполнил кантату «Минин» в большом концертном зале Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (Арсенал). На продуваемой насквозь главной площади города в этот день было немного прогуливающихся — «празднующих», чего не скажешь о публике, собравшейся в переполненном зале послушать музыку Сергея Терханова, написанную на слова Евгения Садулина, для торжественной кантаты. Произведение большое и мощное, былинно-повествовательное — оно объединило зрителей получше трибунных речей. Это был отличный новый опыт для обеих сторон участников вечера. Хотелось бы, чтобы не пропало такое начинание, но верится в организаторов «датских» концертов с трудом!

Хор не живёт «от праздника до праздника», и чуть ли не каждый месяц предлагает новые программы для взрослой и юной публики. Может, мало кто следит за афишами культурных событий, не замечая прогресса, но нельзя не заметить разнообразие исполняемых произведений: от народных мелодий до религиозных песнопений, от академических реквиемов до современных композиторов. Многие изменения и эксперименты появились в хоре благодаря работе молодого дирижёра Ивана Стольникова. Интеллигентный и всегда хорошо выглядящий, энергичный и талантливый — он способен стать лидером и той силой, что вернёт зрителя в залы хоровых концертов! Даже странно было на концерте 18 февраля видеть у такого молодого учителя, юного, но взрослого ученика — Даниила Журилова! Для Даниила это был дебют с нашим Камерным хором, ведь сейчас он продолжает учиться хоровому дирижированию в Московской консерватории, а до того закончил Нижегородское музыкальное училище у педагога Ивана Стольникова.

Учитель и ученик на Радио «Образ» (Нижний Новгород)
Ученик открывал концерт современной музыки, представив в первом отделении очень разнообразную программу: Е. Подгайц, В. Мишкинис, Б. Бриттен, Дж. Тавенер, Р. Леденев, А. Пярт, С.Барбер. Как и всякому дебютанту, хочется взять от всего понемногу и сразу, так и у Даниила Журилова набор таких композиторов и тем не был выстроенным в какую-то единую мысль. Наиболее запомнилось, всё же, исполнение двух хоров из цикла «Букет» на музыку Л. Десятникова, оживившее и развеселившее публику в зале, и произведение Ю. Потеенко «Зодчие», трагическая и символичная история — легенда об ослеплённых строителях храма. Конечно, пока не хватает опыта молодому дирижёру, чтобы управиться с таким взрослым коллективом (хотя все ему, безусловно, старались помочь), и были проблемы с произведениями европейских композиторов. Однако, когда хор попадал в «родную» для себя стихию лирических песен и духовных произведений, всё вновь возвращалось в привычное хорошее звучание. Всё лучшее у Даниила ещё впереди — он ещё только учится и стремительно развивается. Дебют состоялся и удался — это главное.

Во втором отделении дирижёром выступил Иван Стольников. Ещё не мэтр, но уже очень уважаемый хоровой дирижёр. Его программа современных произведений была куда сдержаннее, серьёзнее и содержала произведения только отечественных композиторов. Концерт для хора «Провидец» В. Калистратова на стихи М. Волошина — большое, несколько даже тяжёловесное и многожанровое лирико-поэтическое завещание задало тон дальнейшего выступления. Триптих нижегородского композитора Э. Фертельмейстера «От весны до осени» был наиболее мелодраматично созвучен происходящему за окном. Для себя его хотелось переименовать в «Ожидание весны», потому что эта музыка дарила надежду! Большой концерт произведений С. Екимова ещё ждёт нижегородцев этой весной, а пока что была представлена его небольшая, но очень красивая часть из трёх стихотворений на стихи М.Цветаевой. Завершился наш концерт исполнением песни-приношения «Картины старых мастеров» композитора Я. Дубравина — произведение наиболее привычно звучащее из всех исполненных ранее.

Программа этого вечера не «пугала» публику авангардом или атональностью, показав, что и современное хоровое исполнение может быть тоже вполне традиционно по форме звучания и исполнения. Зритель, заполнивший зал в тот вечер, доброжелательно и с радостью принял такой необычный концерт! Для начала знакомства с современным искусством — просто здорово — шаг вперёд! Но за ним, хочется надеяться, будут и другие ступени вверх, для более неожиданных концертов?

Фотографии и афиши взяты из архива хора.
Автор — Ольга Плаксунова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. inga-majorova, 24 февраля 2016:

    Очень правильные мысли. Сегодня карт-бланш на освещение в СМИ только у одного хора - тысячного детского "Россия". А сколько замечательных коллективов и их руководителей в стране прекрасно звучат и осваивают новый репертуар! Спасибо, Ольга, что написали о них!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору