Орган церкви Каарли является самым большим церковным органом Эстонии. Он содержит 84 регистра (регистр — группа труб одного тембра), 3 мануала (клавиатуры для рук) и педаль (клавиатура для ног). Изготовлен известной немецкой фирмой «Валькер» (Walcker) в 1923 году. Эта фирма построила много органов внушительных размеров в Прибалтийских странах (известный орган Рижского Домского собора) и в Петербурге (орган Большого зала филармонии, но он много раз перестраивался).
Инициатором создания инструмента был органист этой церкви, композитор Михкель Людиг. По звучанию этот орган романтического типа, с оркестровым характером (так называемый, симфонический орган). Орган имеет так называемую пневматическую трактуру (способ управления клапанами труб), что приводит к известным задержкам от момента нажатия клавиши до появления звука. Однако пневматическая трактура имеет и определенные плюсы: большое число различных автоматических приспособлений, «ячеек памяти», разнообразные (в том числе и октавные) соединения клавиатур (копуляции), кроме того легкость нажатия клавиш не зависит от числа звучащих труб и соединений клавиатур между собой. Трубы 2-го и 3-го мануала заключены в швеллерные ящики (специальные устройства, оборудованные задвижками по типу поворотных жалюзи). Их использование (с помощью двух педалей) позволяет плавно регулировать громкость звучания труб. Особый интерес представляет устройство «вальце» — валик, который можно вращать ногой, прибавляя или убавляя число звучащих регистров (в заданной последовательности), что позволяет менять громкость звука от тончайшего пианиссимо до самого громкого фортиссимо. Очень удобная особенность — автоматическое отключение громких регистров педали при игре на II или III мануале, и автоматическое их включение при возвращении на I мануал.
Орган имеет очень красивые сольные язычковые (т.е. построенные по принципу аккордеона или фисгармонии) регистры, без которых немыслимо исполнение французской музыки. Педаль органа имеет два 32-футовых регистра, самые низкие трубы которого издают звук до суб-контра-октавы, имеющую частоту 16 герц, что является пределом для человеческого уха. Звуки такой частоты скорее ощущаешь всем телом, а не ушами. Размер самой большой трубы достигает 10 метров, напротив, самые маленькие трубы, которые издают почти ультра звук имеют размер 10 мм. Общее число труб превышает 5 тысяч.
В 2016 году был произведен капитальный ремонт органа, и сейчас он находится в хорошем рабочем состоянии. Главная органистка церкви — замечательный музыкант, член-учредитель профессиональных музыкантов Эстонии, преподаватель и дирижер — Пирет Айдуло. В церкви регулярно устраивались концерты (по вторникам, начало в 17:30), которые, будем надеяться, возобновятся после окончания карантина.
В 1976 году в серии грампластинок «Исторические органы Эстонии» вышла пластинка (№ 7) с органом церкви Каарли. На ней Ральф Уусвяли исполняет Пассакалию И. С. Баха, и мессу Андре Резона (в которой, кстати, И. С. Бах заимствовал тему пассакалии). Благодаря свободному размещению труб (объем церкви Каарли это позволяет!), звучание органа отличается мягкой силой и величественностью.
Диспозиция органа (названия регистров)
Число, после названия, означает длину самой большой трубы в данном регистре, выраженную в футах. На практике это означает следующее: 8-футовые регистры звучат в соответствии с нажатой клавишей, 16-футовые — октавой ниже, 32-футовые — двумя октавами ниже, 4-футовые — октавой выше, 2-футовые — двумя октавами выше 2 2/3 фута — октавой и квинтой выше (2-й обертон). В регистрах-микстурах звучат стразу несколько труб, выстроенные по обертоновому ряду.
PEDAL - Grand Bourdon 32
- Principalbass 16
- Violonbass 16
- Subbass 16
- Harmonicabass 16
- Gedectbass 16
- Octavbass 8
- Viola 8
- Violincello 8
- Zartbass 8
- Gedectflöte 8
- Cornettbass 8
- Octave 4
- Quintbass 10 2/3
- Bombardon 32
- Posaunenbass 16
- Basson 16*
- Trompete 8
- Clairon 4*
- I/Ped.
- II/Ped.
- III/Ped
- Piano ped. Combination
- 2 normal combination
- Walze
- *III man transmisioon
I MAN/G.O. - Principal 16
- Bourdon 16
- Viola 16
- Principal Maior 8
- Hornprincipal 8
- Doppelflöte 8
- Quintatön 8
- Bourdon 8
- Fernhorn 8
- Gemshorn 8
- Viola da Gamba 8
- Dolce 8
- Octave 4
- Gamba 4
- Gemshorn 4
- Rohrflöte 4
- Octave 2
- Bauernflöte 2
- Quinte 5 1/3
- Quinte 2 2/3
- Scharff 3f
- Mixtur 4 — 5f
- Cornett 3 — 5f
- Fagott 16
- Trompete 8
- Clairon 4
II MAN/Pos. - Geigenprincipal 16
- Quintatön 16
- Principal Minor 8
- Flauto amabile 8
- Rohrflöte 8
- Nachtorn 8
- Gedackt 8
- Fugara 8
- Harmonica 8
- Salicional 8
- Undamaris 8
- Viola 4
- Salicet 4
- Traversflöte 4
- Piccolo 2
- Rauschquinte 22/3
- Mixtur 3f
- Trompette harm. 8
- Clarinette 8
- Chor anglais 4
- II/I
- III/I
- III/II
- Super I
III MAN/Rec. - Lieblilich gedect 16
- Flötenprincipal 8
- Konzertflöte 8
- Quintatön 8
- Lieblich Gedect 8
- Aeoline 8
- Vox celestis 8
- Fugara 4
- Flauto dolce 4
- Flautino 2
- Sesquialtera 2 2/3
- Cymbel 3f
- Cornettmixtur 3−4f
- Basson 16
- Oboe 8
- Horn 8
- Schalmei 8
- Vox humana 8
- Clairon 4
- Tremolo
- Super II
- Super III/II
- Sub III/II
- Sub II/I