23 мая 2017 г. в Органном зале Белгородской государственной филармонии выступил гость из Нидерландов Хайо Бурема. Один из самых известных органистов Европы представил сольную программу«
Шесть веков органной музыки», в которой прозвучали сочинения Баха, Свелинка, Глазунова, Ваммеса, Демесье, Моцарта, Дюрюфле, Андриессена, а также собственные импровизации на русские темы.Органная жизнь Белгорода насыщенна и разнообразна. В течение нескольких сезонов в Белгородской государственной филармонии успешно реализуется проект «Органисты европейских соборов». Любители органной музыки познакомились с органным исполнительством музыкантов из Германии, Великобритании, Дании, Бельгии…
В минувший вечер в Органном зале публика рукоплескала главному органисту Собора святого Лаврентия в Роттердаме Хайо Бурема (Голландия).
Выступление гостя состоялось при поддержке Фонда Вильгельмины Янсен.
Белгород стал первым городом в дебютном гастрольном туре Хайо Бурема по городам России (Белгород — Пермь — Архангельск — Санкт-Петербург — Москва). Перед выступлением голландский музыкант поделился с нами особенностями своей концертной программы и творческими идеями.
— Хайо, программа Вашего концерта охватывает огромный период в истории музыки — шесть веков. В чем основная идея программы?— В программе концерта я хотел исполнить органные сочинения разных столетий — от века XVI до XXI: и
русскую музыку — Прелюдию и фугу ре минор А. Глазунова, и импровизации на русские мелодии (гостю перед концертом были вручены известные русские темы: «Калинка-малинка», «Во ??поле береза стояла», «Вечерний звон», записанные Тимуром Халиуллиным); и музыку моей родной страны
Голландии — я выбрал «Зеркало» Ада Ваммеса, вариации на тему песни «Под зелеными липами» Яна Свелинка, Тему с вариациями Хендрика Андриессена. Помимо этого, я хотел исполнить
французские сочинения (это одна из моих специальностей) — «Те Деум» Жанны Демесьё и Скерцо Мориса Дюрюфле. И, безусловно, будет звучать музыки
Баха и Моцарта.
— В России голландская музыка звучит не слишком часто. В чем особенность органной культуры Голландии?— Ян Питерзсон Свелинк, живший в эпоху позднего Возрождения — раннего барокко, — один из самых известных голландских композиторов. Его творчество важно не только для Нидерландов, но также для Германии и для всей европейской истории музыки. После его смерти в Голландии хорошей музыки написано практически не было. Лишь в ХХ веке, подобно возрождению в британской академической музыке, начинается ренессанс голландской органной культуры. Появляются заимствования композиторов из музыки других стран, персональный композиторский стиль вбирает выразительные средства и интонации немецкой и французской стилистики… Сейчас, в XXI веке, мы наблюдаем активное развитие музыкальной культуры Голландии, в том числе в сфере органного сочинения и исполнительства.
— Есть ли какие-либо секреты вашего исполнительского успеха?— Для того чтобы исполнять музыку, нужно, в первую очередь, много заниматься. Вторая главная вещь — попытаться понять, что хочет композитор, какую эмоциональную линию он хочет выразить. Если исполнителю удастся понять это, то он обязательно получит отклик у слушателей. Конечно, для успешного импровизирования это не действует, так как это совершенно разное поле деятельности музыканта. Надеюсь, что моя импровизация на русские темы сегодня оставит в памяти белгородцев приятные воспоминания.
Музыкальный обозреватель БГФ Марина Андрейкинаbelgf.ru/