А вы знаете о том, что дуэт OliVer является первым в Черноземье дуэтом домр? В его составе Оля Саитова и Вера Токаева — это не только чудесные, красивые молодые девушки, это профессиональные музыканты, солистки оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии. Давайте заглянем за кулисы и узнаем, как всё начиналось.От баяна к домре— Как начинался Ваш путь в музыку?— Вера Токаева: Наши истории удивительно схожи. В музыкальную школу мы с Олей поступали не на домру, а на баян. Я «болела» в детстве баяном, и из музыкальных инструментов дома был только он, на который я с восторгом смотрела, дотрагиваясь до его перламутровых кнопочек. Очень мне хотелось научиться играть на этом инструменте. В итоге, после того, как я измучила всех своих родных вопросами, меня все-таки отвели в музыкальную школу. Но я была маленького роста, хрупкая девочка, и когда мне на колени поставили настоящий полноценный инструмент, я за ним скрылась. И тут… появилась милая женщина
(улыбается — прим. авт.) с круглым непонятным инструментом… Но меня тогда увлек не инструмент, а сам педагог. Мне захотелось остаться в ее классе
- такая была теплая атмосфера. Я решила, что хочу учиться именно у нее, и не важно уже на каком инструменте. Так появилась домра в нашей семье, в которой я единственный человек, кто занимается музыкой из всех предыдущих поколений (не знаю насчет последующих)… Мне очень понравился тогда звук домры. Педагог начала играть, показывать мне инструмент. Меня так впечатлило
тремоло! Для меня было загадкой, как у нее получаются такие быстрые и точные движения рукой!
Между домрой и футболом— Ваша любовь к домре стала такой сильной, что вы доказывали это неоднократно, участвуя в различных конкурсах… Легко ли они вам давались?— Вера Токаева: Я любила музыку, но она мешала моей «детской личной» жизни. Хотелось играть в футбол, быть на улице (я была уличным ребенком, у меня была своя компания). Мы играли во всевозможные игры, а тут надо заниматься… И какая-то домра, какие-то очередные конкурсы… Я не была так увлечена ими в детстве, как в последующие годы. Всё это пришло, видимо, в процессе. Любовь к занятиям, к инструменту, к музыке. Действительно, потом было много конкурсов, в которых я участвовала, занимала призовые места…
— Оля Саитова: У меня противоположная ситуация. Я занималась на инструменте каждый день. Наказанием для меня было, если мама меня не пускала в музыкальную школу. Если я дома что-нибудь не сделаю, она мне сразу говорила: «Всё, ты не пойдешь на занятия музыкой». Жили мы на первом этаже. Я даже один раз сбегала через окно, чтобы пойти на встречу с музыкой… Самое страшное для мне было — не пойти на оркестр. Он был чудесный и состоял из одних домр, я безумно его любила. Настолько вот мне хотелось пойти в музыкальную школу! Очень много времени я уделяла занятиям, а конкурсы способствовали еще большему желанию заниматься. Привлекала возможность увидеть новые места — мы с педагогом объездили немало российских городов.
— Вера Токаева: После 9 класса мне нужно было решать, пойду ли я в 10−11 класс, или я поступаю в музыкальный колледж (ранее — музыкальное училище). Мы жили в городе Обоянь Курской области, а обучение нужно было продолжать в Курске. Мои родители тогда даже очень крупно поссорились — мама хотела сделать из меня юриста, а папа — музыканта. И все-таки, я нашла компромисс. Мною был сделан выбор в пользу музыкального училища с весомым аргументом, что я параллельно буду учиться в вечерней школе. Мне тогда было всего 14 лет. И к моменту окончания училища мне бы было 18 — то есть я успела бы еще поступить в институт. Когда меня приняли в училище, речи ни о какой вечерней школе уже, конечно, не шло… так я осталась в музыке.
Под оболочкой прекрасного— Сейчас у вас много концертов, вы целиком в музыке. Не жалеете?— Оля Саитова: Я думаю, что мы себя в чем-то другом просто уже не видим. По крайней мере, я. Не представляю, что я могу кем-то еще работать.
Мне кажется, мы все живем как в вакууме — мы спрятаны под оболочкой прекрасного. Всё, что творится в мире, мы (музыканты), к счастью, не видим. Мы имеем возможность окунуть зрителей в этот мир на наших концертах.
— Вера Токаева: Это отдельный мир, куда наши слушатели приходят посмотреть на результат творческого процесса, в котором мы «варимся». Этот творческий процесс — вся наша жизнь. Это особая атмосфера, которая затягивает буквально полностью с головой. Отсюда выбраться очень сложно. Музыка очень многогранна. Вот, например, не всегда хочется смотреть новости, потому что там очень много событий, которые ты просто не хочешь принимать и знать о них. В музыке такого нет, она вне политики и вне времени… Ты этим живешь и понимаешь, что прикасаешься к чему-то вечному.
От дружбы к искусству— Сколько вы уже знакомы (или дружите) и существуете как дуэт?— Вера Токаева: Очень давно. Я немного постарше Ольги. Мы дружим с тех лет, когда я училась на последнем, 4-м курсе училища, а Оля на 1-м. Получается, с 2004 года. Сама идея возникновения дуэта пришла, когда я устроилась в Белгородскую филармонию — Ольга здесь уже работала. И мы, чтобы не терять форму придумали дуэт (потому что игра в оркестре — это замечательно, но для солиста она губительна тем, что расхолаживает). В оркестре ты — часть целого, общего, и ты не можешь и не должен внедрять своё, индивидуальное, потому что иначе ты можешь разрушить всю систему. А тут есть возможность и поддержать руки в форме, и проявить свою индивидуальность. Первый концерт нашего дуэта состоял из двух отделений: одно отделение — сольное — играла я, другое — Оля. И три номера тогда были дуэтом. Второй концерт был уже полностью ансамблевый.
— Оля Саитова: Нам вдвоем играть очень комфортно, мы дополняем друг друга. Выходя вместе на сцену, мы чувствуем себя открыто, свободно, ощущаем взаимную поддержку и получаем удовольствие.
Внимание к мелочам— Каковы самые яркие впечатления от вашего совместного творчества?— Вера Токаева: Каждая подготовка к сольному концерту у нас — это целая история, которая полна отдельных курьёзных моментов: мы продумываем практически всё — от освещения зала вплоть до местонахождения стульев зрителей.
Нас всегда привлекает новизна звуковых сочетаний. Так, экспериментом для нас было сочетание нашего дуэта с органом: русский народный инструмент и инструмент классический. Кроме того, был у нас интересный опыт выступления и с симфоническим оркестром.
В новом концертном сезоне мы стали развивать наши инструменты — домрочки — в эстрадном направлении: первый концерт в этом году 8 января (
«Новогодние каникулы») уже дал свои результаты — мы играли эстрадные произведения в сочетании с электронной записью. Для зрителей, особенно для молодежи, это интересно. Мы не просто играли «под минус», мы играли стоя, были элементы танца — это совсем другой стиль, это неклассическое направление.
В ногу со временем— Что всё-таки больше нравится — классика или эстрада?— Оля Саитова: Для меня, это совсем разное. Мне нравится и то, и другое. Но, существуя просто в эстрадном направлении, очень легко деградировать. Поэтому нужно оставаться на уровне классического исполнительства, держать форму и уметь исполнять на достойном уровне наш домровый репертуар. При этом эстрадный репертуар тоже далеко не простой (чтобы его исполнить, нужно много заниматься), но он более интересный для публики.
— Вера Токаева: Я здесь абсолютно согласна с Олей. База должна быть базой. Классику нужно уметь играть в первую очередь. Это школа, без нее эстрада никакого смысла потом не имеет. Мы живем в современном мире, где все направления искусства стараются идти в ногу со временем. Очень актуальна популяризация инструментов именно в эстрадном направлении. И мы тоже хотим оставаться «в струе»… Если спросить у кого-то, что такое домра, я думаю, что ответит не каждый пятый, а может быть и не каждый десятый… Балалайку уже знают. Это российский бренд. А домра, хоть она старше, и в те далекие времена она была самым популярным инструментом, к сожалению, сейчас ни у кого не вызывает никаких ассоциаций. Мы стремимся изменить эту ситуацию и привлечь молодежь. Стараемся сделать это качественно. И не имеет значения, играем мы сидя или стоя. Это никак не должно влиять на качество звукоизвлечения.
Первопроходцы средней полосы России— Если брать Черноземье, то, получается, из домристов вы первопроходцы?— Оля Саитова: Да. То, что скрипачи выходят на сцену, играют стоя, под минус — это уже что-то обычное. А вот, чтобы попробовать такое исполнить на домре, да еще и стоя — этим еще никто не занимался.
— Вера Токаева: На скрипке, стоя можно играть с легкостью. Особенности постановки домры заключаются в том, что инструмент опирается о колено исполнителя, благодаря этому мы имеем дополнительную точку опоры, без которой играть очень сложно. У нас нет свободы движения, появляется скованность в руках, невозможно сыграть что-то техничное. А тут мы себе поставили задачу, чтобы это было безопорно, технично, качественно, зрительно привлекательно.
Секреты мастерства— Есть ли у вас особые рецепты вашего профессионального мастерства?— Вера Токаева: Мы играем очень много концертов, различных по тематике и жанровым направлениям. Перед нами стоит много задач. Мы не имеем права быть не в форме. Помимо того, что мы заняты еще на других работах вне филармонии. (У меня свой детский оркестр, студенты.) Приходя уставшими домой, мы вспоминаем, что через два дня мероприятие. И пусть даже это 9 или 10 часов вечера, мы садимся и отдаем час занятиям, изучению репертуара, его оттачиванию. Это один из самых главных секретов. Потому что без труда не вынешь рыбку из пруда.
Еще очень важна для исполнителя хорошая школа. Когда заложен базис, когда есть нужные игровые ощущения, и они уже доведены до автоматизма в пальцах, в принципе не сложно их вспомнить, и только дальше еще развивать и поддерживать на том уровне, который нужен. Я всегда благодарю тех людей, которые повлияли на меня в академии, колледже, школе, которые дали мне этот базис.
Все любят котиков— Чем занимаетесь помимо музыки?— Ухаживаем за котиками. Они очень помогают расслабиться после долгих занятий. Накипает негатив — берешь котика, погладишь, — и успокоишься. Увлечения как у обычных нормальных людей, не смотря на то, что большую часть своего времени, своей жизни — 10 часов в день — мы стопроцентно отдаем музыке…
— Чем вы бы занимались, если б не занимались музыкой?— Активными видами спорта, например, лыжами. Уделяли бы больше внимания себе, красоте, спа-процедурам.
И талисманы не нужны— У вас есть свой талисман?— Вера Токаева: Часто у исполнителей есть свои определенные «фишечки». Например, у некоторых баянистов-аккордеонистов есть так называемые «нарукавники», которые помогают дополнительному скольжению, у контрабасистов — какие-то перчатки, у домристов — капроновые «штанишки» для пальчиков, которые также помогают лучшему скольжению по грифу. Я очень стараюсь уйти от всех талисманов. И не важно, холодный это или теплый зал, какая аудитория, сижу я близко к зрителю или далеко, я должна сыграть «по полной». Это для меня самый главный талисман, больше я ничему не верю. Единственное, что греет — это родительская любовь. Они всегда переживают за каждый наш концерт, всегда на связи.
— Ольга Саитова: Талисман не нужен, когда есть полная готовность. Если программа сырая, она никогда не будет сыграна качественно. Поэтому мы считаем, что нужно просто быть хорошо подготовленными к концерту. А суеверия со временем уходят, ты понимаешь, что это лишнее.
Музыкальный обозреватель БГФ Марина Андрейкинаbelgf.ru/