Органных дел мастера

Добавлено 14 октября 2014 muzkarta

Хабаровская краевая филармония, Большой зал Хабаровской филармонии

12 октября в Хабаровске завершился IV Дальневосточный фестиваль органной музыки «Ренессанс», в рамках которого впервые на российской сцене прозвучал концерт для органа с оркестром современного финского композитора Харри Амаса.

Название фестиваля несколько обманчиво. Во-первых, его статус по сути международный, а из дальневосточных солистов в числе участников оказался только хабаровчанин Владимир Будников. Да и ренессанс надо понимать в широком значении — без классиков, сформировавшихся (или сформировавших?) в эпоху барокко, как Бах и Гендель, органный фестиваль, понятное дело, полноценным быть не мог.

Гендиректор Хабаровской краевой филармонии Александр Емельянов не без гордости рассказал о проведенной перед началом нового сезона реконструкции филармонического зала, выразив надежду, что электрический орган теперь зазвучит еще лучше (добавим, это единственная на Дальнем Востоке площадка, располагающая инструментом высокопрофессионального класса). И действительно, звучание стало более чистым, особенно в нижнем регистре, и даже оттенило характерный кафедральный окрас.

Открывший фестиваль органист Тарас Багинец из Екатеринбурга — в Хабаровске частый гость. Багинец — музыкант-интеллектуал, достаточно послушать его прочтения Баха и Франка. Многогранность артиста раскрывается и на другом материале. Его манера исполнения выразительна и в «Арии в старинном стиле» Марселя Гранжани (сыграна вместе с московской арфисткой Марией Поздняковой), и в сентиментальном Адажио и жизнеутверждающей Токкате из Пятой органной симфонии Шарль-Мари Видора.

Хочется также отметить немецкого солиста Штефана Кисслинга, который в первый раз приехал на Дальний Восток. Он органист собора Святого Фомы в Лейпциге, того самого, где много лет служил Иоганн Себастьян Бах и в котором в 1949 году перезахоронили композитора. Видимо, отсюда по-домашнему интимное исполнение музыки своего великого соотечественника. Даже хрестоматийная Токката ре минор звучала без драматического надрыва, интровертно, но философски многозначительно.

Безусловно, гвоздем фестивальной программы стало заключительное выступление финского музыканта Яна Лехтолы с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром. В Финляндии Лехтола широко известен. Кроме того, он большой пропагандист своего дела: является художественным руководителем The Organo Novo Festival в Хельсинки и председателем Финского общества органной музыки.

Концерт для органа с оркестром современного финского композитора Харри Амаса стал российской премьерой (сам автор по этому случаю приехал в Хабаровск). Написанное в 2006 году четырехчастное сочинение считается самым крупным у Амаса на сегодняшний день. Эта мистическая поэма, напряженной экспрессией продолжающая скрябинскую тему воли, томления и мечты. Партия органа в исполнении Яна Лехтола, то срывающаяся в экстаз, то уходящая в медитативность, кажется, не имеет ни начала, ни конца, как вечная дихотомия бытия и космоса.

На высоте был и Дальневосточный симфонический, еще раз продемонстрировав, что оркестру по плечу работа с самыми разными авторами.

Автор: Павел Усов

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору