От Баха до Уэббера, или Шестой день рождения белгородского органа

Добавлено 16 декабря 2017 Marina Andreykina

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Оксана Никитина (меццо-сопрано), Сергей Коваленко (ударные), Владислава Власова (карильон, орган), Белгородская филармония, Марина Андрейкина, Даниэль Зарецкий (орган)

15 декабря Белгородская филармония отпраздновала свой 51-й день рождения и 6-й день рождения органа. В Органном зале звучали сочинения разных столетий в исполнении Тимура Халиуллина и его творческой команды.

Седьмой органный сезон король музыкальных инструментов радует своих поклонников премьерами и уникальными переложениями. Органная музыка для белгородцев — это возможность познать новые стороны искусства.

Хранитель и первооткрыватель органной культуры Белгорода (и шире — Черноземья) лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин тщательно подходит к выбору репертуара концертов, участников программ и каждый раз представляет свое уникальное видение того, каким образом должно происходить погружение слушателей в серьезную интеллектуальную музыкальную палитру.

Чрезвычайно насыщенный репетиционный и концертный график артиста не мешает ему постоянно самосовершенствоваться, находить новые призывы к органным экспериментам, всегда оставаться в творческом тонусе.

Постоянные слушатели органных концертов Белгорода уже привыкли к тому, что ежегодно 15 декабря в партнерстве с Тимуром Халиуллиным выступает его учитель заслуженный артист Р Ф Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург). Несмотря на то, что Даниэля Феликсовича в этот вечер в зале по объективным причинам не было, сохранялся его дух — дух отца белгородского органного исполнительства.

Кроме того, среди слушателей был главный инициатор появления органа в Белгородской филармонии — заслуженный деятель искусств Р Ф Иван Григорьевич Трунов, который всегда (даже после передачи руководства филармонией) с трепетом относится ко всем филармоническим концертам, а к органным — особенно.

Программа праздничного концерта была насыщенная и разнообразная. По традиции вечер открыла музыка Иоганна Себастьяна Баха. Фантазия и фуга до минор была представлена с голубой подсветкой фасада органа и элементами дымового оформления.

В исполнении Тимура Халиуллина хорошо прослушивались все слои богатой баховской полифонии, концентрированные голоса, насыщенная музыкальная ткань, калейдоскоп пестрящих проведений в фуге. В ля-минорном Концерте И. С. Баха для органа, отсылавшем к стилистике Вивальди, обилие мелизматики, секвенций, виртуозные пассажи и задумчивые темы с нисходящим октавным завершением легко впитывались публикой и позволяли воспринимать музыку с удовольствием.

Слушатели замерли в оцепенении, когда начала звучать задумчивая и плавная тема Паваны Габриэля Форе. Визуализация сочинения в нежно-розовом свете, казалось, как нельзя лучше соответствовала характеру музыки. Именно так в XXI веке должен интерпретироваться старинный обворожительный танец, который в свое время (после Форе) стал образцом для подражания другим композиторам, в том числе импрессионистам Дебюсси и Равелю.

Взрывная энергия Токкаты Эжена Жигу си минор пронеслась далее в мастерском исполнении Тимура Халиуллина. Две хоральные прелюдии Иоганнеса Брамса № 8 и № 11 — «Нежная роза расцвела» и «О Боже, праведный Боже» — излучали лиризм и навевали мысли о вечном…

Лирико-драматическим центром концерта стало звучание органа в ансамбле с виолончелью. В «сумасшедше красивой музыке Брамса», по выражению лектора-музыковеда, заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко, Poco allegretto (3-я часть симфонии № 3 композитора) и в Адажио с вариациями Отторино Респиги к органу присоединилась виолончель лауреата международного конкурса Олега Шейны.

Творческий дуэт Тимура Халиуллина и Олега Шейны существует уже несколько лет, музыканты успешно сотрудничают, представляя слушателям Белгорода и других городов России и Украины самые разные сочинения — от «Лебедя» Сен-Санса и «Аве Марии» Макса Бруха до музыки из кинофильма «Список Шиндлера». И каждый раз их ансамбль звучит необыкновенно трогательно и светло. Так было и в этот вечер. Виолончель и орган погрузили зал в невероятную вселенскую красоту, созданную языком музыки.

В программе концерта прозвучала и музыка русских композиторов. «О Родина» из поэмы «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова — номер, наполненный светом, радостью, солнцем, любовью к нашей стране. Лауреат международного конкурса Оксана Никитина (меццо-сопрано) очень изящно смотрелась на сцене в окружении органиста Тимура Халиуллина и Сергея Коваленко, поддержавшего исполнение звоном колоколов.

Увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» часто звучит в исполнении симфонического оркестра филармонии. Переложение этой музыки для фортепиано, органа и ударных (заслуженная артистка Р Ф Людмила Петрова, Тимур Халиуллин, Сергей Коваленко) позволило услышать ее абсолютно по-новому.

В следующем произведении Сергей Коваленко выступил в роли солиста-ксилофониста. Вальс «Бриллиант» американца Джона Хамильтона Гринна стал ярким дополнением вечера.

Профессиональный балет на педальной клавиатуре органа продемонстрировал Тимур Халиуллин вместе со своей ученицей, студенткой 1-го курса БГИИК Владиславой Власовой. Это было уникальное зрелище! Вальсы Иоганна Штрауса, исполненные в 4 ноги, слушались
живо и с интересом.

На музыкальный десерт в соответствии с концепцией концерта зрителей ждал настоящий сюрприз. Это характерная традиция, которой придерживается в своих программах Тимур Халиуллин. Меломаны помнят блистательное завершение одной из программ 50-го филармонического сезона саундтреком Ханса Циммера из кинофильма «Интерстеллар». Тогда видеоролик исполнения этого сочинения собрал тысячи просмотров в YouTube.

В этот раз слушателей покорила Ария из мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак оперы» в великолепном исполнении лауреата международных конкурсов Галины Зольниковой (сопрано). Потрясающий голос певицы, драйв ударных, мощь органа в сочетании с современностью музыкального звучания, дымовой завесой и ярко-красным световым оформлением сцены — таким фееричным стало завершение органного праздника!

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)

Дата публикации: 16.12.2017

afishka31.ru/news/cu…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору