Уже шестой год празднует свой день рождения наш любимый орган — гордость города Белгород! Давайте на минуточку вспомним, как всё начиналось… Ещё в январе 2004 г. в г. Белгород были приглашены московские акустики П. Кравчун и М. Ланэ, изучившие все залы города на предмет установки концертного органа. В конце концов, было решено пристроить новый Органный зал к основному зданию филармонии, и уже 2010 г. стал событием у белгородцев, так как это строительство завершилось. А в августе 2011 г. состоялась приёмка органа в монтажном зале немецкой фирмы Hermann Eule Orgelbau в Баутцуне, после чего он был разобран и перевезён в г. Белгород, где с середины сентября происходила работа по его сборке, наладке, интонированию и настройке. Монтажной бригадой руководил Дирк Пфайфер, а главным интонировщиком был Альфред Маттиас Ульманн. Надо отметить, что идеей создания органного зала, а также её воплощением, в первую очередь, занимались губернатор области Евгений Степанович Савченко и бывший в те годы директором филармонии Иван Григорьевич Трунов. Наконец, 15 декабря, в день рождения Белгородской государственной филармонии, состоялась торжественная церемония открытия Органного зала и инаугурация органа. В ней приняли участие органист белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, заслуженный артист Р Ф Даниэль Зарецкий, органист из Германии Юрген Вюстефальд, камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик, а также заслуженная артистка России Нина Стрижова. С тех пор и по сей день белгородский орган был, есть и, мы верим, что будет главной «жемчужиной» филармонии и всего Черноземья!
В 2017 г. 15 декабря в 19:00ч. орган вместе со своим верным товарищем Тимуром Халиуллиным снова отпраздновал День Рождения! Организаторы концерта тщательно подошли к составлению программы. Поэтому артистам удалось уместить музыку очень разную по характеру, жанру и стилю, начиная с эпохи барокко и заканчивая откровенным роком ХХв. всего в двенадцати номерах. Отметим ещё и то, что практически весь концерт состоял из премьер!
Началось торжество, несомненно, с органа! Под аплодисменты на сцену вышел лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин и заиграл… Пять полноценных номеров слушатели наслаждались чисто органной музыкой. Звучала драматическая по характеру фантазия и фуга c moll И. С. Баха. Удивительное начало праздника… На самом деле, у органиста всё продуманно. По его словам необходимо было начинать с этой музыки, потому что для него это произведение — не просто «классическое монументальное органное произведение» эпохи барокко, а словно «голос вечности», как что-то возвышающееся над миром человеческих страстей, как «зов к предкам и древней истории органа».
Вторым номером прозвучал «необычный» концерт И. С. Баха ля минор для органа в трёх частях. Необычность этого концерта в том, что, по словам ведущей концерта — заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко, И. С. Бах в своё время, влюбившись в скрипичные концерты Н. Паганини, решил переложить их для органа. И вот что получилось при соединении двух гениев. Простите! Трёх… Потому что Тимур Халиуллин исполнил этот концерт настолько гениально, насколько гениальна эта музыка.
Далее программа концерта подвела нас к французской музыке XIXв. В исполнении того же органиста прозвучала «Павана» Г. Форе. Музыка этого танца была полна нежности, глубокой печали и должной изысканности.
На смену медленному танцу пришла стремительная, волевая и даже демоническая токката Э. Жигу, тоже французского композитора. Исполнив её блестяще в техническом и образном плане, органист перешёл к немецкой музыке XIXв., а точнее к музыке Й.Брамса. В тёмном зале, наполненном сотнями пристальных глаз и ушей, прозвучали чудесные по красоте и искренности высказывания две хоральные прелюдии op.122: № 8 «Es ist ein Ros` entsprungen» — «Нежная роза» и № 5 «O Gott, du frommer Gott» — «О, Боже, праведный».
Итак, «насытив» зрителей органной музыкой разных эпох, участники концерта плавно перешли к ансамблям. На этот раз продолжала звучать музыка Й. Брамса, но теперь зрители насладились третьей частью — Poco allegretto из симфонии № 3 в переложении для органа и виолончели. Партию виолончели исполнял лауреат международных конкурсов Олег Шейна. Слаженному ансамблю виолончели и органа удалось заменить целый оркестр, а музыка от этого абсолютно не пострадала, если даже «не выиграла». Произведение прозвучало цельно и образно. По ощущениям, всё время ожидался какой-то взрыв чувств и эмоций, но артисты всё исполнили очень благородно, страстно и без «эмоциональных вспышек», чего и не требует данная музыка.
Следующее произведение вызвало массу чувств и эмоций у слушателей. Звучало адажио с вариациями О. Респиги для виолончели и органа. Несмотря на свои немалые размеры, музыка слушалась буквально на одном дыхании, рисуя в голове различные образы, связанные с произведением. А сюжет здесь довольно трагический, изображающий человека, борющегося за свою любовь, но в итоге, сломленного под гнётом судьбы. Подобными словами описывали данную музыку сами исполнители.
Упившись печалью и трагизмом звучащих композиций, в следующем номере зрители насладились щемящими гармониями русской музыки, а также символичным звучанием колоколов, на фоне которого звучала патетическая мелодия. В исполнении лауреатов международных конкурсов Оксаны Никитиной (меццо-сопрано) и Сергея Коваленко (партия ударных), конечно, не без участия органа, была озвучена композиция Г. Свиридова «О, Родина!», переложенная самими исполнителями для такого состава инструментов. Музыка здесь тоже не светлая и мажорная, но полная решимости и непоколебимости. Наверняка, она нашла отголосок в каждом сердце, стучавшем в зале…
Далее, не переставая удивлять зрителей, Тимур Халиуллин вместе с Сергеем Коваленко и заслуженной артисткой Р Ф Людмилой Петровой (партия фортепиано) исполнили всем знакомую увертюру И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта». Многие в зале ностальгировали, слушая эту музыку, ну, а кто-то просто наслаждался красотой и бравурой мелодии, её гармониями. Насколько известно, эта композиция была сочинена И. Дунаевским ещё в 1936 г. к фильму «Дети капитана Гранта». В 1986 г., по словам Натальи Гирявенко, была выпущена новая версия фильма «В поисках капитана Гранта», музыку к которому писал уже сын знаменитого отца — М.Дунаевский. И он лично настоял на том, чтобы за основу музыкального сопровождения была взята всё та же музыка И. Дунаевского, так как лучше этой музыки написать нельзя!
Следующим номером прозвучал «Вальс-бриллиант» Дж.Х.Гринна. Исполнители: солист — Сергей Коваленко (ксилофон), аккомпаниатор — Тимур Халиуллин (орган). Вальс, действительно, звучал «бриллиантово», благодаря особенности тембра ксилофона, а также виртуозной игре солиста. Кстати, любителям подобной музыки советуем прийти на сольный концерт Сергея Коваленко, который состоится 20 февраля 2018 г. Особенностью «Вальса-бриллианта» стала ещё и придуманная Тимуром Халиуллиным буквально перед самым концертом блестящая каденция, которая хорошо запомнилась зрителям.
Перед тем, как объявить продолжение программы, Наталья Гирявенко решила напомнить зрителям об истории создания органа, поприветствовав в зале Ивана Григорьевича Трунова, а также о прошлых концертных сезонах, когда на праздновании дня рождения органа принимал участие ещё и преподаватель самого Тимура — народный артист Р Ф Даниэль Зарецкий. В этот раз его не было, но «дух его находился в зале, словно тень отца Гамлета». Затем на сцену была приглашена уже студентка Тимура Халиуллина — Владислава Власова. В их исполнении прозвучали «Вальсы в 4 ноги» И.Штрауса. Произведение произвело незабываемое впечатление на зрителей, ни столько из-за прекрасных мелодий Штрауса, хотя и не без этого, сколько от мастерского исполнения ногами этих мелодий замечательным дуэтом.
Казалось бы, теперь уж слушателей ни чем не удивишь, но у органиста Тимура Халиуллина всегда есть, чем поразить публику. Заключительным номером концерта стало звёздное и сумрачно-туманное, в прямом смысле этого слова, исполнение лауреатом международных конкурсов Галиной Зольниковой (сопрано), Сергеем Коваленко (ударные) и Тимуром Халиуллиным (орган) знаменитой песни Л. Уэббера из мюзикла «Призрак оперы».
На такой высокой мистической ноте завершилось празднование шестого дня рождения белгородского органа. Зрители не уставали благодарить артистов бурными овациями и непрекращающимися криками «Браво!». За эти годы, благодаря неустанной работе органиста Тимура Халиуллина и его друзей, органная музыка перестала восприниматься людьми, как нечто сложное и непонятное. Каждый, кто проходит через органный зал белгородской филармонии, просто влюбляется в него. А главное, влюбляются в орган и, конечно, в музыку, которая на нём исполняется, будь то хоть старинная музыка, хоть современная. Спасибо всем, кто был на концерте и отпраздновал вместе с нами этот чудесный день!
Владислава ВласоваФото Антона Черева