В первую очередь я должна попросить прощения у читателей, знакомя их далеко не с новым своим материалом. Он посвящён фестивалю «Другая музыка. Пярт», который состоялся осенью 2018 года в Нижнем Новгороде. К сожалению, планировавшаяся печатная публикация в одном из столичных СМИ так и не состоялась… Однако, исключительность события такова, что хотелось бы чтобы о нём узнало как можно больше людей — как тех, кто интересуется музыкой А. Пярта, так и тех, кому любопытно узнать, чем живёт современный музыкальный Нижний.
Осенью 2018 года в Нижнем Новгороде состоялся масштабный фестиваль музыки эстонского композитора, давно ставшего мировой величиной — Арво Пярта. Проект «Другая музыка. Пярт» включал семь концертных программ, фестиваль фильмов (на который было отобрано 12 картин — как художественных, так и документальных), научную конференцию в консерватории — с участием крупных специалистов-пяртоведов Светланы Савенко, Елены Токун, Леопольда Браунайса, фотовыставку в филармонии. В нынешнем фестивале (как и прошедшем два года назад первом из этой серии — «Другая музыка. Бах») было задействовано максимальное количество концертных площадок города (семь, включая единственный концерт в Дзержинске), а также большое количество нижегородских исполнителей — при том, что были и приглашенные музыканты, среди которых эстонский ансамбль «Hortus musicus», московский «Opus posth», а также голландский дирижер Йорн Бойзен с командой зарубежных вокалистов. Кажется удивительным, но такой серьезный проект в сфере современной академической музыки «потянула» вовсе не филармония и консерватория (что было бы ожидаемо), а новая культурная институция города — Нижегородский центр немецкой и европейской культуры. Открытый в 2009 г. с идеей пропагандировать среди горожан актуальное современное искусство Европы и мира, центр начал свою деятельность с кинофестивалей и концертов коллективов неклассического профиля (джаз, этно и другие), фотовыставок, а также театральных проектов — организуя гастроли зарубежных европейских трупп, а также регулярно знакомя публику с литературой наших дней (в столь модном сейчас формате читок пьес «Драма_talk»). Постепенно в сферу приоритетов Центра попала и академическая музыка — опять же с акцентом на опусах наших дней, но не без исключений из этого правила (из недавних событий назовём выступление российско-германского дуэта Duo 9 с музыкой 19−20 веков, концерты фестиваля «Другая музыка. Бах»). Пристальное внимание к музыке нашего времени выразилось в реализации командой центра многих креативных событий — среди них международные ночные фестивали «Opus 52» с демонстрацией новейшей камерной музыки вне зала — на пешеходной улице города (среди авторов Шелси, Куртаг, Дж. Соллима, Пайбердин, Судзиловский, Шайдуллина, Попов и др.), проекта «Scratch-кантаты» с его специально созданными сочинениями для классических музыкантов (струнный оркестр, хор мальчиков, сопрано) и диджея. Фестиваль «Другая музыка. Пярт» продолжил этот ряд, находясь как бы на стыке классики и современной музыки. Ведь имя Пярта признано в мире (к слову, его творчество изучается уже и в консерваторских курсах), а его музыка бьет рекорды по исполняемости и пристальному вниманию музыкантов разных специальностей (многочисленные аранжировки особо популярных опусов Пярта, не всегда принадлежащие самому автору, тому свидетельством). Россия только приобщается к этой европейской тенденции, примером чему служит состоявшийся уже в четвёртый раз московский фестиваль «Зеркало в зеркале», о котором музыковед Мария Кузнецова писала как о «повороте к Пярту» в нашей стране. Нижегородский фестиваль «Другая музыка. Пярт», безусловно, поддерживает этот столичный тренд и делает это на редкость качественно и отнюдь не ограничиваясь камерными опусами (что составляло суть московского фестиваля). Особый «вызов» нового фестиваля, на наш взгляд, состоял в том, что организаторы шли на определённый риск, поскольку в Нижнем Новгороде для широкого круга слушателей (в том числе и музыкантов-профессионалов) музыка эстонского мастера всё-таки продолжала оставаться terra incognita.
Первая программа (формально вне фестиваля) прошла в Центре современного искусства «Арсенал». В сентябрьский вечер артисты оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» вместе с дирижёром Максимом Емельянычевым представили довольно широкий срез сочинений композитора — от полистилистических опусов (Коллаж на тему ВАСH) до сочинений в стиле тинтиннабули (колокольчики), характерных для Пярта после 1975 года (прозвучали знаменитые Tabula rasa, Fratres и Зеркало в зеркале).
Музыку сопровождала лекция профессора Светланы Савенко, которая соединила в рассказе биографические моменты с характеристикой творческого развития композитора. Кроме этого, в самом начале фестиваля прошли показы документальных лент о Пярте Дориана Супина, позволившие зрителям представить маэстро полнее, заглянуть в его творческую лабораторию, услышать музыку в авторской интерпретации. Этот кинофестиваль — как составное событие «Другой музыки» — включал также показ девяти картин с музыкой Пярта, большинство из которых были созданы в XXI веке уже на зарубежных киностудиях (среди них «Джерри», «Великая красота», «Рай», «Место под соснами»).
Средства фестиваля — благодаря спонсорству «Райффайзенбанка» — позволили организатором пригласить несколько известнейших коллективов, пропагандистов музыки Пярта. Это эстонский «Hortus musicus» Андреса Мустонена, давший два концерта — в Нижнем Новгороде и Дзержинске, а также московский «Opus posth» Татьяны Гринденко, впервые выступивший в столице Приволжья. Оба коллектива в своих программах сочетали музыку Пярта с другими именами: эстонцы вписали ее в средневековый контекст, да так, что иногда было совсем не отличить, где заканчивалось средневековье, а где начинался Пярт (возможно, тому способствовали и старинные инструменты, на которых прозвучали Fratres в самой первой версии — без начального скрипичного соло, Arbos, Da pacem Domine, У вод Вавилона). Маэстро Мустонен выступил не только со своим ансамблем, но и с местным филармоническим оркестром, представив симфонического Пярта (3-ю и 4-ю симфонии, La Sindone/Плащаницу и Perpetuum mobile). Москвичи же, напротив, окружили Пярта авангардным Ксенакисом («Ароура») и пост-авангардным Мартыновым («Посвящение Ю. П. Любимову» и «Старик и море») — словно ища точки соприкосновения с двумя столь различными частями Tabula rasa, помещенной в центр программы.
Сам же фестиваль открылся исполнением «Страстей по Иоанну» (дирижер Иван Стольников). Премьеру представили солисты московского ансамбля «Эйдос», хор «Нижний Новгород» и небольшой инструментальный ансамбль с органисткой Ольгой Бестужевой. Вокальный квартет как олицетворение главного повествующего, апостола Иоанна, звучал слаженно и рельефно, ища выразительность не только в музыкальной фразе, но и в латинском тексте сочинения. Что касается сольных работ, то особо отметим выступление Марины Сусловой, чьё сопрано чистого, небесного звучания очень соответствовало музыке, и Вячеслава Воробьёва, чей Пилат намного превзошел в выразительности и теплоте интерпретации исполнителя партии Христа Андрея Капланова.
Стоит отметить, что фестиваль во многом опирался именно на нижегородских музыкантов — камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» и камерный хор «Нижний Новгород», симфонический оркестр филармонии, смешанный хор консерватории, отдельных инструменталистов — и они смогли выдержать «конкуренцию» с известными коллективами, приглашенными на «Другую музыку» (нивелированием этого соперничества можно признать фестивальное исполнение Tabula rasa, где московский ансамбль дополнился несколькими нижегородскими артистами). Возможно, что такую быструю адаптацию к специфическому музыкальному языку Пярта можно объяснить регулярным обращением музыкантов к музыке XX и XXI веков. Впрочем, оба оркестровых коллектива имеют и свою историю взаимоотношений с творчеством эстонского мастера. Так, оркестр филармонии начал играть музыку композитора с 90-х годов прошлого века (3 симфония, Perpetuum mobile, Tabula rasa, Lamentate, Cantus памяти Б. Бриттена), примерно в это же время камерный оркестр включил в свой репертуар Tabula rasa и квартет в оркестровой редакции (сделанной, кстати, самими оркестрантами). Что касается хоровых коллективов, и в частности хора «Нижний Новгород», то для певчих это был, по сути, первый опыт знакомства с музыкой Пярта. Особо впечатляющей была интерпретация коллективом второго хорового сочинения фестиваля — «Канона Покаянного» (дирижер — Иван Стольников.) Удивительно, но это значимый опус последнего десятилетия XX века, написанный на старославянский текст, до сих пор практически не поется российскими хорами (его премьеру в Москве в 2017 году осуществил Эстонский камерный хор). «Канон» был представлен не привычно — не как концертное сочинение, но как перформанс, с участием пластических актеров и видео-ряда (режиссером выступила обладатель «Золотой маски» Ольга Шайдуллина.)
Определенная нота эпатажа читалась и в выборе площадки для исполнения — не зала, скажем, консерватории или университета, но площадки модного ночного клуба города. Такой эксперимент вообще отличает деятельность команды Центра (в предыдущий раз он коснулся даже хрестоматийного Баха). Что-то, в частности поведение самого хора с его медленными перемещениями по сцене и партеру, вполне отвечало сосредоточенному характеру и течению музыки, что-то, на наш взгляд, было избыточно и как бы «перегружало» сочинение излишней и прямой театрализованностью (педалирование телесной греховности в выступлении пластического квартета, а также весьма далекие «от сюжета» сочинения виды природных и промышленных видов Нижнего Новгорода, проецируемые на экран в качестве фона).
Кроме Пярта, Ксенакиса и Мартынова, на фестивале звучала и старинная музыка — музыка средневековья (в программе «Hortus musicus»), а также Баха. Всё это позволило создать диалог музыки Пярта как с музыкой современных ему авторов, так и с более далёкой, которая, тем не менее, отчётливо показывает некоторые истоки стиля композитора. Дирижировать баховским опусом пригласили голландца Йорна Бойзена, чей российский дебют был связан с реконструкцией «Страстей по Марку» Баха на фестивале «Сибирские сезоны» в 2015 году (москвичи также могли услышать эту работу — дирижёр выступил недавно в зале «Зарядье» с хором «Intrada» и оркестром «Pratum integrum»).
Бойзен же — в свою очередь — пригласил на ключевые роли зарубежных певцов, работающих с ним в команде: Джулиана Редлина (Пилат), Ульриха Кордеса (Евангелист), Мэтью Бейкера (Христос). В ряду солистов стоит отметить и москвича Юрия Ростоцкого, экстренно заменившего одного из не приехавших артистов. В тот вечер в зале консерватории мы услышали настоящие барочные страсти, с подлинным вкусом исполненные гостями совместно с хором консерватории (оказавшимся невероятно отзывчивым на желание Бойзена сделать аутентичную трактовку Страстей) и камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода».
Среди нижегородских событий минувшего 2018 года фестиваль «Другая музыка. Пярт» можно назвать наиболее ярким и креативным музыкальным актом, а в исторической перспективе и как продолжением тех фестивалей «Современная музыка», которые имели для культурного развития города определяющее значение (фестиваль Д. Шостаковича в 1964 г., фестиваль А. Шнитке в 1989 г.). У команды, осуществившей этот проект — Павла Милославского, Кристины Фиш, Александра Комарова — стоит поучиться: фестиваль в полной мере раскрыл потенциал местной исполнительской школы, приобщил горожан к творчеству одного из интереснейших творцов нашего времени, показал, что нижегородские культуртрегеры вполне способны создавать событие европейского масштаба и звучания.
Елена Прыткова
P. S. Фото Александра Дыдаря, Ольги Бестужевой.
Комментарии
inga-majorova, 30 апреля 2019:
Такой блестящий аналитический материал имеет полное право быть опубликованным по следам события).