Дмитрий Павлович РУССУ
Статья «Рихард Штраус как дирижер» в «Журнале изящных искусств»
КОМПОЗИТОР ЗА ПУЛЬТОМ: РИХАРД ШТРАУС КАК ДИРИЖЕР
Рихард Штраус, как и его старший современник, Густав Малер (1860−1911), был одним из первых дирижирующих композиторов международного значения. Как пишет Алан Сандерс в брошюре к документальному фильму «Искусство дирижирования» (The Art of Conducting), выпущенному компанией Warner Music Vision в 2002 году, «традиция дирижирующих композиторов существовала очень активно при Густаве Малере (1860−1911) и Рихарде Штраусе (1864−1949). Малер, одержимая и наделенная железной волей личность, в течение десяти лет руководил Государственной оперой в Вене, затем возглавлял „Метрополитен-опера“ в Нью-Йорке и, в конце концов, Нью-Йоркский филармонический оркестр. Его легендарная репутация как вдохновенного исполнителя, несомненно, была бы увековечена в записях или в кинофильме, если бы не его ранняя смерть. С другой стороны, Штраус, бывший в течение жизни директором Берлинского филармонического оркестра, Берлинской и Венской государственной оперы, оставил ряд записей и появляется во многих фильмах. Все эти записи относятся ко времени, когда его дирижерская техника была усовершенствована до такой степени, что ему требовались лишь минимальные движения для того, чтобы держать оркестр под контролем. Однако в молодые годы он представлял собой очень энергичную фигуру на подиуме. То, что Штраус порой бывал небрежным и равнодушным в своих интерпретациях, подтверждает Джордж Сэлл1, который в молодые годы был ассистентом великого маэстро. В своем интервью он приводит, пожалуй, наиболее крайний пример нетерпения великого человека за пультом. С другой стороны, Штраус как дирижер мог достигать самых больших высот, особенно в музыке, которая была близка его сердцу, — как, например, в произведениях Моцарта. Известно, что никто не дирижировал его собственную музыку с такой ясностью, чувством формы, изящной выразительностью и красотой, как он сам. В известном смысле Штраус был одним из первых „современных“ дирижеров. Он сторонился напыщенности и подходил к партитуре объективно, даже если иногда позволял себе вольности в отношении темпа и пульса» [3, c. 16−17]. Упомянутый документальный фильм «Искусство дирижирования» — бесценный исторический материал. Фильм состоит из двух серий:
Great Conductors of the Past (Великие дирижеры прошлого) и Legendary Conductors of a Golden Era (Легендарные дирижеры Золотого века). Искусство каждого выдающегося дирижера ХХ столетия представлено небольшим видеофрагментом, за которым (или перед ним) следуют пояснительные комментарии. Включение Рихарда Штрауса в этот документальный фильм свидетельствует о причастности немецкого композитора к плеяде выдающихся дирижеров ХХ века. Небольшой фрагмент фильма, где композитор дирижирует своей симфонической поэмой «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», требует специального рассмотрения в связи с изучением особенностей исполнительской манеры Штрауса-дирижера. Также будут рассмотрены и комментарии к этой записи, в том числе и комментарии Дж. Сэлла. Но сначала хочется привести краткий обзор дирижерской деятельности и репертуара Штрауса. Как пишет Э. Краузе, «уже в 1886 году (то есть в возрасте двадцати двух лет), Штраус в качестве „свежеиспеченного“ третьего капельмейстера Мюнхенской оперы дирижировал операми „Иоанн Парижский“, „Бал-маскарад“ и „Cosi fan tutte“» [2, c. 153]. Затем, в годы работы в Берлине и Вене, он осуществил множество оперных постановок, начиная от «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези (1710−1736) и заканчивая «Моной Лизой» М. фон Шиллингса (1868−1933). Прославился Штраус и как вдохновенный интерпретатор опер Вагнера (также, как и Малер). Из вагнеровских опер Краузе особенно выделяет «Тристана и Изольду», — музыкальную трагедию, которая под управлением Штрауса становилась «совершенно своеобразным откровением». Уже в возрасте сорока лет маэстро мог не без гордости сказать, что «дирижировал оркестрами почти всего цивилизованного мира». До конца жизни он стремился поддерживать отношения с лучшими немецкими оркестрами. Краузе приводит строки из письма Штрауса, направленного композитором Дрезденскому государственному оркестру по случаю 400-летнего юбилея этого прославленного коллектива: «Я считаю, что на мою долю выпало редкое счастье принести этому замечательному художественному коллективу в день его прекрасного праздника мои искренние и сердечные поздравления… Из множества прекрасных воспоминаний моей жизни звуки этого образцового оркестра всегда пробуждают вновь чувство сердечной благодарности и восхищения…» [2, с. 154]. Как пишет Краузе, в поздние годы Штраус-дирижер ограничил рамки своего репертуара Моцартом, Вагнером, симфоническим творчеством Бетховена и собственной музыкой. Из своих опер он наиболее часто дирижировал «Саломеей», а также «Электрой», «Арабеллой», «Ариадной», Альпийской и Домашней симфониями. Как было сказано выше в приведенной цитате Алана Сандерса, записи (в том числе и видеозаписи) дирижера Штрауса относятся к тому периоду его жизни, когда его дирижерская техника «была усовершенствована до такой степени, что ему требовались лишь минимальные движения для того, чтобы держать оркестр под контролем» [3, c. 16−17]. Эта мысль подтверждается и Краузе, который, характеризуя дирижирование Штрауса в поздние годы его жизни, пишет, что «невозможно было бы требовать от дирижера большей простоты и скупости движений» [2, c. 156]. Маэстро дирижировал почти всегда только правой рукой; левую он предпочитал держать в жилетном кармане и использовал лишь в особых случаях — например, для показа внезапной смены динамики. Как любой выдающийся музыкант, Штраус эволюционировал в течение своей долгой жизни. Эта эволюция не могла не коснуться и его дирижерского облика. Говоря о молодом Штраусе, Краузе, ссылаясь на Ромена Роллана1, замечает: «высокий, элегантный немецкий артист», который «во время дирижирования исполняет бурный танец». К отличительным признакам зрелого дирижера Штрауса Краузе относит «простоту и деловитость даже при исполнении темпераментных музыкальных произведений» [2, c. 156]. Он пишет, что Штраус как дирижер выступил в то время, когда главным признаком красоты считалась декоративность. Поэтому появление за пультом человека, который всем своим видом притягивал внимание не к себе, а к исполняемой музыке — было событием. Следует вспомнить, что своим главным учителем по дирижированию Штраус считал Ганса фонБюлова1 — выдающегося пианиста и дирижера, который был учеником Ф. Листа2. По мнению Штрауса, ни один дирижер после Бюлова не мог верно исполнять произведения Бетховена. К сожалению, мы не имеем записей этого выдающегося музыканта, и потому нам остается верить Штраусу на слово. Думается, что это соответствует действительности, ведь Бюлов был прямым музыкальным наследником Ференца Листа — величайшего интерпретатора фортепианных сонат и симфоний Бетховена.
Читать дальше:
Ссылка на журнал в электронном виде:
f-arts.ru/files/p…pdf