29, 30 и 31 января 2015 года в Белгороде, Старом Осколе и Губкине при поддержке Министерства культуры РФ в рамках фестиваля «Виртуозы России» прошли концерты и мастер-класс уникального музыкального коллектива — Русского Гитарного Квартета.Музыканты представили на суд публики яркую, интересную программу, в которую вошли виртуозные сочинения композиторов прошлых столетий и современные опусы.
Как звучат знакомые многим симфонические произведения на классической шестиструнной гитаре? К каким приёмам прибегают современные композиторы, пишущие для гитарных составов? В чём уникальность Русского Гитарного Квартета?
Ответы на подобные вопросы каждый слушатель находит для себя сам, вооружившись энергетикой и манящими звуками в исполнении молодого, но высокопрофессионального коллектива. Полный аншлаг (в Старом Осколе, к примеру, все билеты были раскуплены, и зрители были готовы даже испытывать некоторые неудобства из-за переполненности зала ради того, чтобы услышать звуки любимой гитары) и тёплый приём публики — сами по себе вестники востребованности гитарной музыки и горячего интереса к современным гитарным ансамблям.
Участники Квартета — Юрий Алешников, Наталья Минченко, Владимир Гапонцев, Анна Иноземцева — на белгородской земле выступают не в первый раз (дебютный концерт коллектива состоялся в Белгороде два года назад и прошёл с большим успехом), однако, казалось, будто четыре гитары впервые столь созвучны и играют по-новому ярко и изобразительно!
Программы каждого концерта несколько отличались, но в начале каждого (а 31-го января во всём первом отделении) нашлось место для испанской музыки. Пожалуй, не так часто в афишах концертов можно встретить такое изобилие фамилий испанских композиторов: Гаспар Санз, Федерико Морено-Торроба, Исаак Альбенис, Хосе Антонио Чик, Хуан-Мануэль Кортес…
Что-то особенное есть в музыке этих мастеров. И в незатейливом старинном испанском танце Г. Санза «Канариос» с подчеркнуто-восклицательными ре-мажорными аккордами, и в частях сюиты «Эстампы» композитора ХХ века Ф. Морено-Торробы («Праздник в деревне», «Рассвет», «Свадьба», «Детские игры») — своеобразных музыкальных зарисовках-гравюрах, в которых запечатлены чувства, мысли автора, его жизненное мироощущение.
И в музыке современного испанского композитора, гитариста, преподающего в Мадридской консерватории, Х.-М. Кортеса — прозвучало его сочинение «Альбар», в котором острый синкопированный ритм сочетается с кантиленой. И в произведениях И. Альбениса, одного из самых известных в истории музыки испанских композиторов: в прозвучавших «Кордобе» и «Севилье» во всей своей музыкальной красе предстали два известных живописных испанских города.
В них наиболее ярко были отображены внутренние контрасты: богатая палитра динамических оттенков и темповых нюансов, ощущение стройной формы и музыкальных образов, своеобразие гитарного тембра и широкие возможности инструмента.
Удивила ещё одна испанская премьера: в концертах прозвучала трёхчастная сюита с поэтическим названием «Язык звёзд» современного испанского автора Х. А. Чика — «Туманность» («Фабрика звёзд»), Венера («Богиня любви»), «Пегас» («Крылатый конь»). В каждой части ультрасовременные звучания вырисовывали в воображении своеобразные небесно-звёздные картины, словно из области музыкальной фантастики.
Русская музыка в исполнении гитарного квартета, пожалуй, это то, что особенно трогает. И дело не только в том, что она по самому восприятию близка русскому человеку. Может, музыканты своим внутренним ощущением чего-то близкого, родного смогли передать это зрителю сквозь музыку.
Многое в восприятии зависит от переложений и аранжировок. Квартету было, чем удивить слушателя. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина — подлинно симфоническая музыка — весьма свежо и необычно звучала в аранжировке для исполнения гитарным квартетом. «Пляски» обрели совершенно иные краски и оттенки, порой неожиданные и смелые, требуя от исполнителей высокого профессионализма (ввиду сложности исполнения переложения).
Фортепианная музыка П. И. Чайковского — «Январь» из цикла «Времена года — ещё один образец подобного эксперимента, в котором музыка великого русского классика была прекрасно аранжирована и с вдохновением исполнена гитарным ансамблем.
Хрустальные кластерные звучания, завораживающе-подозрительные ходы, осторожные шаги и тени слышались в сочинении современного московского композитора Никиты Кошкина «Смена караула». Фантазия на тему старинного русского романса «Гори, гори, моя звезда» белгородского гитариста, балалаечника, композитора Виктора Щербакова стала одним из самых трепетных номеров программы.
Прозвучала и музыка современного, ныне живущего композитора и гитариста Константина Васильева. Родившись в Сибири, музыкант в настоящее время известен далеко за её пределами. В Германии, где он сейчас живёт, из-под его пера вышло сочинение, написанное специально для исполнения Русским Гитарным Квартетом. Это задорный «Танец Скоморохов».
«Русская фантазия» (и «Прогулка в блюзовых тонах») Александра Виницкого — ещё одного современного российского гитариста, композитора, аранжировщика, — явились своеобразными русскими хитами, в которых под звуки «калинки» зал с воодушевлением прихлопывал в такт музыки.
Выступления Русского Гитарного Квартета в городах Белгородской области подарили слушателям частицу испано-русской культуры, незабываемые музыкальные впечатления и море положительных эмоций!
Хочется надеяться, что музыканты вскоре порадуют белгородцев своими новыми творческими успехами и уникальными программами.
Специально для А-фишки, музыковед Марина Андрейкина (фото Антона Черева)Дата публикации: 01.02.2015