30 января 2015 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся второй концерт абонемента «Чайковский. Шаги к бессмертию». В исполнении Симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова и солистки — заслуженного работника культуры РФ Ирины Соколовой прозвучали Первый концерт для фортепиано с оркестром и балетные сюиты П. И. Чайковского.Музыка великого Петра Ильича Чайковского вот уже более полутора веков волнует сердца слушателей во всех странах мира, однако в этом году интерес к ней особенно горяч. Открывшийся в текущем филармоническом сезоне юбилейный цикл концертов, посвящённых 175-летию композитора, учреждён по инициативе белгородской пианистки Ирины Соколовой.
Ещё свежи слушательские впечатления от концертов предшествующего абонемента «Рахманинов и его время», наполненных камерно-вокальными и инструментальными шедеврами (инициатором концертного цикла также была Ирина Соколова). И от недавнего январского
концерта авторского абонемента пианистки «Роман с роялем», в котором в исполнении И. Соколовой прозвучала и музыка юбиляра — сюита из балета «Щелкунчик» (в 7 частях) Чайковского-Плетнёва.
В первом концерте в рамках абонемента «Чайковский. Шаги к бессмертию» были исполнены сцены из опер и кантаты «Москва». В минувший пятничный вечер вновь представилась замечательная возможность насладиться вечной музыкой Чайковского, заново открыть её внутри себя, прочувствовать её новые грани.
Первый фортепианный концерт Чайковского (си бемоль минор, соч. 23), музыка которого звучала в первом отделении, — один из тех концертов, которые признаны классикой фортепианного искусства. Написанный уже достаточно зрелым композитором (1874–75 гг.), концерт вобрал в себя практически все исполнительские приёмы, необходимые солисту.
Но, помимо технической оснащённости, пианист должен обладать чем-то большим, богатым внутренним миром, неким жизненным опытом, жизненной мудростью. Поэтому исполнение концерта каждый раз является испытанием как для солиста, так для оркестра. Можно с полной уверенностью сказать, что это испытание и солистка, и оркестр с успехом прошли, проживая музыку каждой клеточкой своего тела, вкладывая себя в каждый звук, каждый мотив, каждую интонацию.
Особенно непросто исполнять и говорить о произведении, когда у него есть богатая исполнительская история — Первый фортепианный концерт Чайковского уникально и по-своему «правильно» играли всемирно известные музыканты от Ганса фон Бюллова и Николая Рубинштейна до Екатерины Мечетиной и Дениса Мацуева. Теперь престижный список исполнителей пополнили и заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова и Симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением маэстро Дмитрия Филатова.
Уверенные аккорды, сопровождающие начальное мелодическое проведение в оркестре, и стремительные восходящие пассажи солистки, после которых партии оркестра и фортепиано слились в благозвучной гармонии… Так началось произведение, без которого невозможно представить себе ни русскую музыку, ни классическое академическое музыкальное искусство мира.
Глубокая лирика и нечто хрупкое, женская элегантность и мужская энергия, сила, звук, наполненный красотой и обаянием, — казалось, цепким пальцам Ирины Соколовой подвластно всё: и крупная октавная техника, и прозрачные арпеджио, и звуковые переливы, и энергичные пунктирные ходы в мелодии.
Чайковский. Шаги к бессмертию Ирина Соколова»>Выразительный оркестр Дмитрия Филатова словно «дышал» сочинением, очаровывая своей стройностью, гармоничностью и ансамблевыми качествами. Здесь было место и мягким флейтовым соло второй части (П. Гапонов), и сочным репликам виолончели (И. Александрова) на фоне нежных, аккуратных, но точных прикосновений пианистки, и ярким звукам гобоя (С. Гончаров). Казалось, будто ожила живописная музыкальная картина на фоне трепетных трелей солистки и гармонической собранности оркестра.
Второе отделение явилось настоящим праздником музыки, напомнив по своему настроению юбилейный музыкальный вечер первого октября, проходивший в Белгородской филармонии в рамках фестиваля «Музыкальное обозрение — 25». Прозвучали фрагменты из двух балетов П. Чайковского — восемь номеров из балета «Лебединое озеро» и два номера (Вальс и Адажио) из балета «Спящая красавица».
Чайковский. Шаги к бессмертию»>На первом плане, несомненно, был оркестровый театр Чайковского, в котором голоса симфонического оркестра становились настоящими артистами-героями: первая скрипка Натальи Онищенко и проникновенная виолончель Ирины Александровой (Сцена № 4), приятный звук гобоя Сергея Гончарова и деликатной трубы Андрея Долинского («Неаполитанский танец»), волшебная арфа Инны Макаренко, — всё завораживало…
И, конечно, маэстро Дмитрий Филатов. Последние концертные программы — особенно яркий образец становления белгородского дирижёра на новый путь управления оркестром, в котором он уверенно ведёт за собой весь оркестр, подобно мудрому полководцу, в тончайших деталях разрабатывая музыкальную картину, оркестровое действо. В результате рождается музыка, которая «дышит», лёгкая, праздничная, светлая.
Финальные аккорды были подобны ликующим проведениям четвертой симфонии композитора, где царствовали праздничная приподнятость и торжество музыки.
Этим музыкальным вечером был сделан новый смелый шаг на пути к познанию и новому открытию неисчерпаемого творчества Чайковского, в результате которого пополнилась не только история интерпретаций музыки русского гения, но и концертная история Белгородской филармонии и её симфонического оркестра, история 18-го абонемента и исполнений его идейного вдохновителя Ирины Соколовой.
Специально для А-фишки, музыковед Марина Андрейкина (фото Андрея Стёпина)Дата публикации: 01.02.2015