С чем и за что сегодня борется академическая музыка?

Добавлено 24 августа 2021 Elizaveta Panchenko

Елизавета Панченко (клавесин, композитор, орган)

Сегодня академическая музыка, на мой взгляд (как музыканта, композитора, исполнителя и слушателя), вступила в борьбу за собственную жизнь. И, по моему мнению, не только в России; однако это сообщение хочу посвятить именно ситуации в нашем Богом спасаемом Отечестве. Да, есть множество концертных организаций, есть крупные медиа-проекты (особенно в городах-миллионниках), есть бюджеты на культуру, подразумевающие и Мариинку, и небольшие региональные филармонии, без которых никак нельзя, и программы обучения в ДШИ, и много чего хорошего для развития академической музыки в нашей стране. Даже современная музыка (и хорошая!), и её слушатели, и гранты исполнителям и композиторам на её создание — есть.

Но есть и другое.
Есть коллективные «муз-тв» и «моргенштерны», имя которым легион, и которые прямо заявляют о развитии в человеке худшего, что в нём есть, при помощи своей медиапродукции. Их намного больше в теле- и радиоэфирах, чем позитивных академических (даже джазовых, и тем более народных) музыкантов. Их неизмеримо больше в интернете, несмотря на то, что опубликовано большое количество потрясающих записей классической и современной академической и народной музыки, и проводятся стримы и онлайн-концерты и представления.

Вопроса с этим возникает три. Первый — что выбирают в большинстве своём молодые люди, не имеющие с детства опыта приятного похода на классический/народный/джазовый концерт всей семьёй?

Второй вопрос ещё более интересный: кто и как настраивает алгоритмы «подсказок» соцсетей, в которые погружаются молодые люди и даже дети?

Третий вопрос — чем руководствуются дирекции телеканалов, из которых (в том числе из крупных федеральных) на людей обрушивается, вместе с волной новостного негатива, масса оглупляющей рекламы и популярной музыки не самого высокого качества?

Здесь в скобках заметим, что министерства и профильные ведомства не имеют рычагов воздействия на дирекции и редакции каналов — по законам РФ. Поэтому отсутствие положительного образа музыканта и классической музыки в большинстве теле- и радиоэфиров остаётся на совести (и в мере понимания общего хода вещей) людей, принимающих решения в соответствующих медиаструктурах.

Проблема коллективных муз-тв и прочих, на мой взгляд, не только в посредственном музыкальном материале, к которому они приучают своих слушателей и зрителей. Настоящая проблема в расчеловечивании, в навязывании через искусство, в т. ч. музыку, деструктивной жизненной позиции, в формировании предельно клипового мышления. Именно поэтому считаю, что чиновники от образования, «загоняющие» детей в принудительный дистант и особенно в тик-ток и другие соцсети (да, есть и такие!), должны нести персональную ответственность за свои действия, как за диверсию, посягательство на здоровье неокрепшего организма, как физическое, так и душевное и интеллектуальное.
Татьяна Черниговская справедливо говорит: слушайте сложную музыку, читайте сложные книги, избегайте мусорной информации и излишнего упрощения. Потому что «развидеть» какую-то пакость, случайно или не случайно заскочившую в ваш «эфир», будет невозможно. Потому что, ограничившись только комиксами и тремя аккордами на знакомый бит, невозможно состояться человеком-творцом. В условиях чрезмерного упрощения и навязывания разного рода мерзостей, идущего от поп-культуры сегодня, даже носителем человечности и живой совести стать непросто. Особенно если дома, у родителей, есть вполне понятные большинству взрослых житейские трудности, а популярный «лидер мнения» рассказывает детям и подросткам, как легко заработать миллионы, став блогером.

Академическая музыка (классика, джаз, фольклор), по моему глубокому убеждению и опыту, в большинстве своём намного более созидательна, чем поп-культура, особенно современная. Классическая музыка своими структурами и воздействием на психику и «физику» человека творит настоящие чудеса даже при прослушивании хороших записей в хорошем качестве. Что говорить о живом профессиональном и с душой осуществлённом исполнении! Переоценить значение фольклорных концертов, спектаклей по народным сюжетам и живых игр-интерактивов невозможно: это один из путей развития в человеке здорового тела и здорового духа.
Современная музыка тоже нужна слушателю, хотя, по признанию Николауса Арнонкура, в ХХ веке сформировался большой слой публики, запрос которой ограничивается классикой. Однако, к счастью, мой опыт говорит о том, что вместе с классикой людям сегодня важно услышать и голос своего современника, реагирующего живо на то, что происходит здесь и сейчас.

Можно сказать: академические музыканты и композиторы прошлого (и настоящего) также несовершенны, подвержены страстям, могут посеять «разруху в головах». Однако это несопоставимый «масштаб бедствия». От коллективного моргенштерна вреда неизмеримо больше.

На мой взгляд, сегодня «классика» должна побороться — и уже сражается на передовой в ряде случаев! — за души и умы молодых людей и детей, подростков. Если детские программы зачастую разработаны хорошо, то с «протестной» по возрасту подростковой и молодёжной аудиторией всё сложнее. Для себя как для органиста вижу достаточно очевидную стратегию, которую и реализую уже не первый год: делать концертные программы, где звучит музыка, максимально близкая по восприятию молодым людям, и доносить смыслы, стоящие за этой музыкой, не только игрой, но и словом.

Сегодня эту задачу лучше всего выполняет киномузыка. Крайне важным в формате органного (тем более церковного!) концерта считаю выстраивание смыслового ряда программы, «внутреннего текста» концерта. Зачастую сама веду программу, чтоб сделать необходимые пояснения, почему и в каком контексте звучит тот или иной кинотрек в органной транскрипции. Не всю киномузыку вообще, по моему глубокому убеждению, можно играть в церкви (да и в концертном зале), потому что фильмы зачастую несут ту же деструктивную идеологию, направленную на разрушение личности и общества. Да и Элтона Джона играть в таком концерте не возьмусь (по сумме признаков), как бы ни любили слушатели мультфильм «Король лев».

Мне, как исполнителю, нужно даже «зло в красивой обёртке», притягательное и узнаваемое, буквально перековать в концертную программу, благодаря которой человек:
— получит приятный концертный опыт слушателя;
— заинтересуется концертным «академическим» форматом в будущем;
— задумается о смысле жизни и своих задачах в ней.

Чем больше будет хорошего медиа- и концертного продукта в России, способного «притянуть» активную молодёжно-подростковую аудиторию и дать ей по-настоящему пищу для духа и ума, тем больше шансов у нас — у граждан, народа, общества — сохранить свой язык, свою культуру с её эстетическими и нравственными ценностями, живой совестью и потребностью в справедливости.

И сохранить саму академическую, джазовую и народную музыку заодно.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Надежда г. Томск, 25 августа 2021:

    Какая ты умница, Лизонька! Надеюсь, что большинство нормальных людей полностью с тобой согласны. Твори дальше, Бог тебе в помощь!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору