С 3 по 7 ноября в Нижнем Новгороде проходил фестиваль «BAROQUE & CLASSIC Нижний Новгород». Вот уже пятый год подряд камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» последовательно раскрывает нижегородцам тайну и прелесть исторического исполнительства. Делают они это совместно с российскими и зарубежными музыкантами, среди которых в разные годы были Мария Успенская, Наталья Кириллова, Андрей Коломийцев, Павел Сербин… Неизменным художественным руководителем фестиваля выступает Кристоф Майер — дирижер, ориентированный на историческое исполнительство, скрипач, преподаватель Handel Akademie в Карлсруэ. В нынешнем году оркестр привез два интереснейших коллектива со своими программами — ансамбль Евгения Свиридова из Санкт-Петербурга и московский ансамбль духовых «L’esprit du Vent». Сами «Солисты» выучили и разыграли для нижегородцев (с помощью актера В.Клапатюка) музыку из балета Кристофа Виллибальда Глюка «Дон Жуан».
4 ноября, когда все прогрессивное население Нижнего Новгорода на все лады праздновало День народного единства, в старом актовом зале нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, что на Большой Покровской, расцветал «Сад скрипичных наслаждений». Так называется программа струнной барочной музыки, составленная и исполненная небольшим ансамблем молодых музыкантов в составе: Евгений Свиридов (барочная скрипка), Анна Дмитриева (барочная скрипка), Екатерина Бязрова (клавесин). Правда, в фестивале программа была заявлена как «Тонкие струны» — хотя, на мой взгляд, авторское название, отсылающее к триптиху Босха, гораздо богаче и точнее отражает комплекс мыслей и чувств, рождающихся после этого концерта.
Нижегородцы не избалованы ни грамотной аутентикой, ни историческим исполнительством в целом, поэтому культуртрегерство оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» в этой области заслуживает отдельной благодарности. Когда начинают нежно мяукать барочные скрипки, человек, выросший на классическом концертном скрипичном стиле, вполне может испытать культурный шок: эта необыкновенная легкость и мягкость; воздушные вздохи и жемчужные трели; невесомые пробежки пальцев по струнам; кружево звуков, рождающее в глубокой акустике университетского зала опаловые переливы обертонов, — рождают в душе какие-то незнакомые, изысканные, «прошловековые» отзвуки и образы. Скрипки словно говорили с нами, столь выразительны были интонации скрипичной «речи» — живой, эмоциональной, тёплой, многообразной…
Юные музыканты — им всем нет и 30 — продемонстрировали удивительное для своих лет мастерство владения инструментами и ансамблем. Особенно это касается скрипачей: даже сложные приемы и штрихи, вроде спиккато, группетто и трелей, исполнялись Евгением и Анной так слаженно, как будто играл один человек. Клавесин Екатерины Бязровой — суховатый, корректный, ненавязчивый — был в этом ансамбле необыкновенно уместен, словно канва, на которой скрипки вышивали свои дивные узоры. Это взаимодействие дополнялось обаятельной свободой, грацией и заразительностью, с которой исполнители вели себя на сцене. Скрипки были продолжением тела, а тело дышит, покачивается, пританцовывает даже… Сразу было видно, что музыканты сами получают огромное удовольствие от исполняемой музыки, и это ощущение, как сейчас модно говорить, эта энергия радости творчества, — изливалась в зал и чувствовалась всеми присутствующими без исключения.
В концерте прозвучали произведения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, Г. Бибера, Ж.-М.Леклера и А.Корелли, Э.-Ж.де Ля Герр и Дж. Пьянтаниды — небанальный набор, из которых некоторые стали свежим «прочтением» знакомого текста,- например, пламенная, риторически насыщенная «Чакона» Баха; а другие стали настоящим открытием: остроумная, эффектная соната Бибера или изумительная соната для двух скрипок Леклера.
Идя домой после концерта, я снова и снова переживала радость от услышанного. И хотела бы услышать эту музыку и этих исполнителей снова. Ребята, приезжайте еще!
Анастасия Разгуляева
Комментарии
Сталина Хрусталева, 11 ноября 2014:
Молодцы ребята. Сегодня нужно определенное мужество от молодых исполнителей, чтобы выбрать барокко, а не переложения АББЫ и танго Пьяццолы. В рецензии уважаемой Анастасиии неизменно радует хороший русский язык. Единственное, что царапнуло в этом материале - энергия, "изливающаяся" в зал))). Ну и совсем крохотную опечатку можно поправить в первом предложении после лида: "...оркестр... раскрываЕт". Спасибо! Очень приятно Вас читать!
Анастасия Разгуляева, 11 ноября 2014:
Вам тоже большое спасибо! Опечатку исправила, а "изливающаяся энергия"... пусть будет авторским стилем)
carmensita, 10 ноября 2014:
Да, согласна, концерт был весьма душевный - великолепен ансамбль музыкантов, так тонко чувствующих старину. Не менее хороша и рецензия, освежающая в памяти услышанное на фестивале.
Анастасия, но в преамбуле статьи Вы пишете о некой музыкантше Й. Зайтц, игравшей на фестивале? Вы помните, как она играла?
К сожалению, Йоханна так и не доехала тогда до Нижнего Новгорода и фестиваля "Барокко...", но концерт состоялся, поскольку буквально с ходу Андрей Коломийцев смог заменить застрявшую где-то арфистку и сыграть ее партию на клавесине, создав чудный ансамбль с Кристофом Майером. Да, такие концерты вспоминаются долго и радостно! Спасибо оркестру и организаторам фестиваля за эти счастливые мгновения.
Анастасия Разгуляева, 11 ноября 2014:
Нет, Елена, концерт с Йоханной (если бы он был) прошел мимо меня, и имена некоторых музыкантов пришлось восстанавливать по буклетам. Спасибо за правку!