22 марта 2015 года в Большом зале Белгородской филармонии программой «Музыка русских побед» завершился сезон воскресных симфонических утренников для детей и родителей. В исполнении симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова, народного артиста РФ Евгения Григорьева, камерного хора филармонии (главный дирижер — Елена Алексеева), танцевального ансамбля «Мираж» под руководством Виктора Карпенко звучали сочинения, созданные композиторами в память о выдающихся событиях в русской истории.
Часто ли в афишах концертов мы видим названия сочинений, которые ярче всего рассказывают нам об определенных исторических вехах — захватах и нападениях, войнах и сражениях? Должны ли вообще исполняться такие произведения? Может ли их правильно воспринимать впечатлительная детская аудитория?
Последние два вопроса особенно волновали музыкантов и организаторов в процессе подготовки концерта. Аксиоматично одно: богатая история нашей страны, в формировании которой в разные века участвовали совершавшие набеги и пытавшиеся завоевать нас народы — от рыцарей ливонского ордена, поляков и татаро-монгол до немцев и французов. Главной особенностью России всегда было то, что мы могли отстоять свои земли и защитить свой народ. Это ли не повод тому, чтобы во все века в нашей стране помнили и чтили победы предков?
Знакомство с музыкой русских побед началось с событий 13 века, запечатлённых в композиторском творчестве. Легенда о граде Керженец — том самом городе, который опустился в озеро с помощью молитв святого народа, чтобы не дать врагам захватить родные земли, — была поведана юным слушателям и их родителям через музыку, слово и видеоанимацию.
В исполнении оркестра прозвучали симфонические картины «Похвала Пустыне» и «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (вступление к 1-му акту и музыка 3-го акта), а также отрывок из «Богатырских ворот» М. П. Мусоргского. На экране воспроизводился мультфильм «Сеча при Керженце».
Следующее событие, к которому было обращено внимание слушателей, — сражение на Чудском озере («Ледовое побоище», 13-й век). Имянационального героя Александра Невского было воспето в одноимённой кантате С. С. Прокофьева. В программе концерта был показан видеофрагмент с музыкой Прокофьева из 4-й части кантаты — «Вставайте, люди русские» — кадр из кинофильма «Александр Невский». Музыка, пропитанная бодростью духа и любовью к своей стране, кинокадры, показывающие общую панораму, не могли не трогать слушателя.
Музыка и литература — те виды искусства, в которых авторы могут органично выразить свои чувства, мысли, идеи, — слились в исполнении следующего сочинения. Подвиг Ивана Сусанина (1612), простого русского человека из сельской глубинки, пожертвовавшего свою жизнь за молодого царя Михаила Романова, был раскрыт в былине-легенде о герое на фоне оркестровой увертюры к опере Глинки «Иван Сусанин».
Далее тему подвига крестьянина Сусанина продолжили одни из самых известных эпизодов оперы — Ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» в исполнении народного артиста РФ Евгения Григорьева и хор «Славься» с участием камерного хора филармонии под управлением Елены Алексеевой.
Спустя два столетия со дня подвига Сусанина, страну вновь ждали испытания — война1812 года между Россией и наполеоновской Францией. Иллюстрацией этих исторических событий стало исполнение увертюры П. И. Чайковского «1812 год», на фоне музыки звучало стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Исполнение музыкальных фрагментов из Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Д. Шостаковича в программе концерта «Музыка русских побед» было приурочено к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне прошлого столетия.
Контрастные эпизоды — спокойствие мирной жизни в светлой до-мажорной широкой, распевной мелодии и момент наступления немцев в теме, начинающейся с дроби малого барабана, после которой в результате присоединения новых инструментов, усиления динамики, изложения аккордовыми комплексами, она (тема) приобретает колоссальную силу, становясь олицетворением чудовищных вражеских сил (эпизод нашествия). Это был, пожалуй, самый патетический музыкально-инструментальный отрезок программы.
В военное время русский народ всё-таки продолжал жить, любить, творить, мечтать, люди находили время на отдых и танцы. Иллюстрацией этому стал матросский танец «Яблочко» из балета «Красный мак» Р. Глиэра в исполнении танцевального ансамбля «Мираж» (руководитель — Виктор Карпенко) под аккомпанемент оркестра.
Во время симфонического утренника была проведена небольшая викторина, в ходе которой самые внимательные и активные юные слушатели, быстрее всех дававшие правильные ответы на вопросы, получили подарки. Концерт «Музыка русских побед» завершился общим торжественным исполнением Гимна России.
Теперь юные меломаны и их родители встретятся с симфонической музыкой в следующем, 49-м концертном сезоне, а в ближайшее время в филармонии состоится премьера пластического мюзикла «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого с музыкой белгородского композитора Елены Латыш-Бирюковой.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева из архива БГФ)Дата публикации: 24.03.2015