«Шостакович-фест». Артемьев. Воспоминание
В 2017 году Эдуард Артемьев был удостоен премии имени Дмитрия Шостаковича — за продолжение традиций честного творчества. Эдуард Николаевич тогда на церемонии вручения признался, что для него Премия Шостаковича — это главное событие в жизни. «Шостакович — явление, каких мало в истории искусства. Это беззаветное служение своему делу», — сказал композитор. Нелишне вспомнить, что в 1966 году благодаря поддержке Д. Д. Шостаковича Эдуард Артемьев добился открытия Московской студии электроакустической музыки, что двинуло вперед развитие новых академических жанров семимильными шагами.
Поэтому включение в программу самарского фестиваля «Шостакович. Над временем» масштабного сочинения Артемьева «Девять шагов к Преображению» было логичным. Но только по завершению фестиваля стало ясно, что именно этот концерт оказался кульминацией и смысловой доминантой всего DSCH-марафона. Масштаб события виден на расстоянии. Связан он не с рекордным количеством исполнителей на сцене (видали мы и не такое, как говорила Черная королева Алисе в Зазеркалье). А с тем, как на глазах у публики из трех хоров, симфонического оркестра и перламутрового переливающегося коктейля неклассических инструментов смешивалось — и в результате сварилось волшебное зелье настоящего искусства.
Перед началом за кулисами студенты институтского камерного хора «Соларис» с нервным пиететом впитывали последние наставления своего явно обожаемого мастера Елены Юнек. Дирижер московского Минин-хора Тимофей Гольберг давал интервью: «Это сочинение не похоже ни на одно современное, сочетает несочетаемое. Не всякий город может потянуть такую историю. Интерес людей говорит о значительном культурном слое, радует, что вокруг такого имени как Шостакович в Самаре строится настолько масштабный фестиваль».
Сын Эдуарда Артемьева Артемий высоко оценил самарских участников проекта: «Реквием сложен в организации его исполнений. Нужна сцена, на которой разместится весь состав исполнителей, и музыканты должны быть разного плана и высокого мастерства, ведь здесь и электроника, и рок-музыка, и симфоническая, и огромный оркестр, и три хора, и солисты… И тут особенно важно, что самарские участники проекта — это настоящие профессионалы, от детей до опытных артистов. Все молодцы, прекрасно освоили материал и большое им спасибо».
С Минин-хором на сцене — симфонический оркестр Самарской филармонии и хор «Соларис», а детский хор «Гармония» ДМШ им. Чайковского разместился, как два тёплых сиреневых крыла, на боковых просцениумах. Ирина Цыганова дала точную настройку, рассказав о генезисе сострадания и надежды, обращении композитора к каждому человеку. Взлетел ввысь ангельский голос внучки автора, Екатерины Артемьевой (ученицы нашей Екатерины Лёхиной). Щемящие артемьевские секвенции и секстовые опевания сразу взяли мягкими варежками за сердце.
У Тимофея Гольберга свой особенный звук оркестра и хора. Самара уже знакома с этим феноменом. Реверберации зала, оркестра, хоров в кантате Танеева «Иоанн Дамаскин» в прошлом сезоне стали одним из самых ярких эмоциональных смерчей, пережитых публикой и оркестрантами. Именно Гольберг, как кудесник-любимец богов, готовит настойку болеутоляющего корня мандрагоры. Эликсир магической силы. Он держит всех и всё в своих парящих над миром руках. Сладкое страдание солирующего сопрано, глуховатый роковой тенор Андрея Лефлера, инфернальные литавры (не могу не отметить высокий класс Павла Мошкина и всей его ударной группы).
Особенно нежное звучание оркестра в «Лакримозе». Ураганная инфекция «Туба мирум», погружающие в транс детские голоса… Наконец оркестр укутал город огромной кашемировой пашминой, увлек в мир и покой. И постепенно из этого тихого счастья выросло ликование встречи с высшей силой, самой справедливой и всепрощающей. Композитор, хор, оркестр, вдохновляемые экстатическим воодушевлением дирижера, как писали московские музыкальные критики, подняли завесу тайны мировых судеб, сокровенных переживаний миллионов людей.
Как хорошо бы в следующем сезоне, на следующем фестивале услышать в исполнении Минин-хора с Тимофеем Гольбергом кантату Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»…
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 17.10.2024