Шостакович XXI века

Добавлено 05 декабря 2015 verasavints

Московская академическая филармония, Концертный зал имени Чайковского, Вера Савинцева

В Москве, в Концертном зале им. Чайковского, в рамках абонемента «Музыка звезд» состоялся концерт из сочинений В. А. Моцарта и Д. Шостаковича. В первом отделении прозвучали сочинения В. А. Моцарта — увертюра к опере «Похищение из сераля» и фортепианный Концерт № 23 A-dur (солист — Алексей Кудряшов). Светлые — игровые, юмористические страницы моцартовских сочинений контрастировали вдохновенной лирике. Но настоящим смысловым центром концерта стало исполнение во втором отделении Второго виолончельного концерта Дмитрия Шостаковича.

Виолончелист Сергей Антонов (лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского 2007 года) — с первых звуков захватил внимание слушателей глубокой «медитативной лирикой», чуть приглушенным, словно бы сдавленным, звучащим вполголоса тембром виолончели. Этот образ оказался преобладающим на протяжении всего концерта, в котором раскрывается целый спектр разнохарактерных образов.

Второй Виолончельный Концерт Шостаковича был создан в 1965 году — этому сочинению предшествовала работа над оркестровкой Концерта для виолончели Шумана, новой редакцией оперы «Катерина Измайлова», симфонической поэмой «Казнь Степана Разина», а также сочинение киномузыки, Девятого и Десятого квартетов. Сочинение непосредственно предшествует созданию вокального цикла на слова Блока, Двенадцатому квартету, Четырнадцатой симфонии (1969). Таким образом, Второй виолончельный концерт концентрирует в себе черты стиля позднего периода творчества Шостаковича. В глубоком и серьезном «высказывании» виолончели немало автоцитатных размышлений, связанных с темой DSCH, но вдруг услышалась цитата-из оперы «Катерина Измайлова» «Сережа! Хороший мой!» (эта цитата-посвящение виолончелисту Берлинскому прозвучит также в 12 квартете). Монолог виолончели сопровождался острыми, колкими ударами ксилофона, в развитии возникли «кинематографические» зарисовки, напоминающие об опере «Катерина Измайлова», кантате «Казнь Степана Разина», киномузыке Шостаковича — ударные здесь звучат словно пушечные выстрелы, в них слышится лязг железа, а эффектная кульминация на тему уличной песенки «Купите бублики» захватывает зловещей «пляской смерти» (дирижер — лауреат Первого Всероссийского конкурса Димитрис Ботинис).

Трагические страницы музыки Шостаковича, не утрачивая своей остроты и диссонантности, в интерпретации звезд XXI века окрашены глубокой, сосредоточенной лирикой размышлений. Разорванность мироощущения, скерцозный гротеск, зловещая вакханалия выделены как яркие кульминационные страницы, эффектные «кинематографические» зарисовки, они словно бы растворены в глубоко личностном высказывании. Над всем трагическим содержательным слоем, вбирающим в себя сложнейшую проблематику XX века — доминирует образ «авторского голоса», философского монолога, наполненного лирическим теплом. Это качество предвосхищает лирические монологи в XIV симфонии и поздних вокальных циклах Шостаковича («я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и значит, я не прах, и смертное меня не тронет тленье»).

Автор — Вера Савинцева

Звезды XXI века
12 ноября 2015, Концертный зал имени П. И. Чайковского
Сергей Антонов (виолончель)
Алексей Кудряшов (фортепиано)
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Дирижер — Димитрис Ботинис
В ПРОГРАММЕ:
Моцарт — Увертюра к опере «Похищение из Сераля», Концерт № 23 для фортепиано с оркестром
Шостакович — Концерт № 2 для виолончели с оркестром
Запись концерта доступна по ссылке: www.meloman.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. inga-majorova, 05 декабря 2015:

    Очень хорошо написано!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору