Симфонический оркестр Белгородской филармонии вновь представил премьеры

Добавлено 13 февраля 2017 Marina Andreykina

Александр Рамм (виолончель), Ансамбль солистов «Espressivo», Дмитрий Филатов (дирижер, флейта), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

10 февраля в Большом зале Белгородской государственной филармонии при поддержке Министерства культуры РФ состоялся концерт «Открытие новой музыки». Впервые в Белгороде были исполнены сочинения отечественных композиторов — Концерт для виолончели с оркестром Н. Мясковского и Сюита из оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова.

В сопровождении симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова солировал лауреат международных конкурсов (в том числе XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, I Кембриджского международного конкурса, I Всероссийского музыкального конкурса, III Пекинского международного конкурса) Александр Рамм.

Любители симфонической музыки Белгорода впервые открыли для себя имя молодого виолончелиста Александра Рамма в прошлом, 49-м сезоне, когда в апреле 2016 года солист блестяще выступил вместе со скрипачом Иваном Почекиным, исполнив романтический Концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll Иоганнеса Брамса. Симфоническим оркестром тогда дирижировал заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин. Программа концерта проходила в рамках проекта Московской государственной академической филармонии «Звёзды XXI века».

В юбилейном 50-м филармоническом сезоне программу третьего концерта одноимённого абонемента вновь украсило имя музыканта необыкновенного дарования. В исполнении Александра Рамма и симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова был представлен достаточно редко звучащий на академической сцене до-минорный Концерт для виолончели с оркестром соч.66 Николая Мясковского.

В двух частях этого бесспорного шедевра — Lento ma non troppo и Allegro vivace — публика услышала отзвуки трагических военных лет. Неслучайно данный виолончельный концерт является кульминацией в творчестве композитора, одним из самых глубоких сочинений последних лет жизни Мясковского: в его музыке заключены выразительность, мелодизм, а также особая элегичность, характерная для всех поздних сочинений композитора.

Виолончель Александра Рамма с самого начала звучала широко, полнозвучно; в этом глубоком повествовании, эпичном погружении в бесконечность из пустоты рождался человеческий голос — главная тема первой части.

Он звучал то сдержанно, тихо и скорбно, то нежно и лирично, растворяясь в общем звуковом потоке, то переходил в полные страсти пассажи, меланхолически окрашенные монологи. Большой регистровый диапазон солирующей виолончели, использованный Николаем Мясковским, позволял в полной мере ощутить тембр инструмента, а певучесть звука — максимально точно проникнуть в замысел сочинения. Солист играл эмоционально, выразительно, с непременным оттенком espressivo, а оркестр поддерживал его ритмически и динамически.

Если оперу Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» по знаменитой сказке А. С. Пушкина можно регулярно видеть в театрах страны, то музыка сюиты на основе музыкального материала оперы, пожалуй, звучит в исполнении симфонических оркестров не часто.

«Золотой петушок» — последняя из пятнадцати опер композитора, её партитура была завершена сто лет назад, ещё в 1907 году. В музыке, содержание которой трактовалось как своеобразная сатира на самодержавие, запечатлены пушкинские образы, известные каждому — царь Додон, Шемаханская царица, воевода Полкан, ключница Амелфа, царевичи Гвидон и Афрон.

В исполнении симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова сюиты было представлено обилие оркестровых красок: в первой части широкие темы звучали на фоне выразительных струнных, тонкое пение деревянных духовых инструментов и призывные сигналы-кличи труб оттеняли пассажи арфы («Царь Додон у себя дома»).

Таинственное звучание «дерева» и «меди» сменялись кратковременными эпизодами «безмолвия» струнных, тёплое пение вторых скрипок и альтов, утешительные звуки кларнета соседствовали с тихими голосами бас-кларнета и виолончелей. Наложение отдельных инструментальных проведений (валторна-гобой, флейты-тромбоны) второй части, расцвет темы и оркестровая плотность в третьей части оттенялись продолжительными аккордами четвертой.

Музыкальное погружение в «тридевятое царство, тридесятое государство» с осмыслением произведения было ярким и запоминающимся. Прозвучавшая на бис «Лезгинка» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна стала темпераментным завершением вечера открытия новой музыки.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Александры Левиной)

Дата публикации: 11.02.2017

www.afishka31.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору