Соло для юбилея с оркестром

Добавлено 26 октября 2015

Павел Назаров (фортепиано, клавесин), Инга Майорова, Георгий Клементьев (дирижер), Людмила Камелина (орган), Денис Мацуев (фортепиано), Даниил Крамер (фортепиано), Самарская филармония

По улицам Самары в филармонию на юбилейный концерт «Нам — 75!» шел непрерывный людской поток. В руках поклонники музыки несли красивые цветы. Цветы мешали проходить рамку и раздеваться в гардеробе. Но все понимающе улыбались и извиняли друг друга.

В любимом филармоническом воздухе витала праздничная атмосфера, и слышалось то тут, то там звонкое и хрустальное, как аккорд челесты, слово «поздравляю!». С центральной лестничной площадки звучал очень хороший живой джаз. Молодые исполнители скромно расположились перед баннерами несамарского ансамбля «Березка» и несамарского хора Сретенского монастыря — и публика смущенно поднималась мимо, стараясь не поворачиваться к ним спиной. Но приходилось.

Ансамбль «Оушен джаз» под руководством Дмитрия Болдыря, а это именно он создавал атмосферу, демонстрировал отличное качество игры, выросшее всего за год: мягкий, обволакивающий звук (так и хочется сказать лениво в нос «саунд»), идеальное взаимодействие и крепкое мастерство непринужденной импровизации. На диванчике рядом с ансамблем хозяйски оглядывал публику легендарный джазмен-любитель Игорь Вощинин.

Первый звонок заставил вздрогнуть слушателей и самих музыкантов. «Оушенцы» как-то стушевались, приглушились и приготовились рассчитать время до второго звонка, после которого обычно в фойе гасят свет с намеком, мол, пожалуйте на места. Вот тут можно было бы и представить участников ансамбля, тем более, что они начали было с удовольствием солировать по очереди. Но прозвучал второй звонок — и ребята так и остались безымянными, скромными тружениками большого джаза. Таперами на чужом празднике.

По фойе и проходам в это время стремительно бегала очень хорошенькая пресс-секретарь филармонии Юлия Бизяева, а за ней, как длинные гусята за маленькой уточкой, бегали журналисты со своими треногами и камерами. В зале все рассаживались, обнимались, целовались. Весело улыбался депутат Сергей Иванов в оригинальном «музыкальном» галстуке, королевски шествовал на свое королевское место журналист Валерий Иванов, а где-то за кулисами готовился к выступлению в оркестре заслуженный артист России скрипач Александр Иванов.

И вот третий звонок, свет погас, за французским занавесом таинственно затеплели огоньки оркестровых пультов. Это было так красиво, что зал ахнул и начал хлопать, подумав, что вот такое загадочное начало. Но тут заплясали дискотечные огни, занавес резво пошел вверх, явив оркестр и его художественного руководителя, народного артиста России Михаила Щербакова. Аккуратно и подобающе случаю тщательно зазвучал Коронационный марш, написанный Чайковским для царя Александра Третьего. Духовые старательно выстроили все свои аккорды, почти ни разу не киксанув. Впрочем, они это умеют. Я-то знаю, как превосходно они умеют выстаивать аккорды. Когда захотят.

Под горячие юбилейные аплодисменты вышли ведущие вечера — замдиректора Евгений Козлов, чей бархатный баритон неустанно напоминает о необходимости выключать мобильные телефоны в зале, и любимица Самары Ирина Цыганова. Первым делом объявили автора музыки (что было очень правильно) и представили дирижера и оркестр. Михаила Щербакова зал отметил ликованием.

Не откладывая дело в долгий ящик, на сцену был приглашен заместитель Председателя Правительства Самарской области Александр Фетисов. Он прочитал приветственный адрес Губернатора Николая Меркушкина, рассказал частично историю филармонии и назвал ее брендом. Мне понравилось, что Александр Борисович вспомнил, как в годы его детства артисты филармонии регулярно выступали на Безымянке. И это было очень правильно. Далее зампред вдруг сказал, что далеко не все города могут похвастать такой филармонией, как в Самаре. Тут он погорячился. Потому что хороших филармоний в России хватает. Но под конец речи Александр Фетисов сказал, что у нашей филармонии изначально была очень высокая планка — и тут он опять безусловно прав. Филармонию Фетисов наградил и подарил ей ценную картину с видом острова Зелёненький.

Далее Евгений Козлов своим бархатным баритоном зачитал поздравительную телеграмму министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, который снова назвал Самарскую филармонию брендом и отметил, что коллективы филармонии постоянно гастролируют по всей стране и по многим странам мира. Вообще-то он тоже погорячился. Но будем надеяться, что предъявляя телеграмму, можно будет добиться финансирования обменных гастролей наших музыкантов и вообще всяческих гастролей, которые очень благотворно сказываются на развитии искусства.

Все немного соскучились по музыке — и вот она. Это был опять Чайковский, Вальс из балета «Спящая красавица». В среднем разделе восхитительно прозвучало соло у безымянных деревянных духовых. Целых полминуты. Поскольку сам вальс довольно медитативен, Михаил Щербаков, которого отличает хорошее сценического чутье, все время пытался сдвинуть темп, чтобы сдвинуть общий темп мероприятия, но это не очень удалось и в целом произведение прозвучало тускловато-заторможенно.

Далее слово предоставлялось депутату Самарской Губернской думы Михаилу Белоусову, который назвал количество концертов и зрителей и, опять немного погорячившись, подчеркнул, что репертуар филармонии постоянно очень расширяется. Хотя, если не знать, что уже много лет на сцене филармонии толком не звучит современная, старинная и инструментальная музыка, а также целый ряд имен композиторов-классиков, то да, можно сказать, да. Расширяется.

Слово предоставлялось Главе городского округа Самара Олегу Фурсову, он не отстал от товарищей и тоже частично пересказал историю учреждения, а также трогательно украсил свою речь, назвав работников филармонии «жемчужинками», и напомнил, что среди выросших на ее концертах — очень много не просто людей, а самих министров. Но потом Олег Борисович пожелал филармонии накрыть воспитательным эффектом как можно больше граждан — это были очень правильные слова.

Дума и городской округ подарили филармонии еще две ценные картины с видами Самары и самарской природы. Кажется, теперь в фойе филармонии можно приступать к формированию постоянной экспозиции с видами губернии. А что. Красиво. Не каждый же день дарить своей любимой филармонии и ее музыкантам, например, профессиональные мастер-классы, стажировки, струны, трости и редкие ноты.

Приунывшая от речей и награждений публика наконец услышала от Ирины Цыгановой, что артисты филармонии не просто обновляют свой коллектив, но иногда даже (!) объединяются, чтобы поиграть вместе. И тут на сцену вышли две красотки с блестящими флейтами — Евгения Трибунская и Екатерина Матюшенкова, а за дирижерский пульт встал Георгий Клементьев. И они блестяще сыграли пьесу «Аллегро-Бриллианте», к сожалению, имя композитора я не расслышала.

Во-первых, мне показалось, что пока шли речи, незаметно подменили оркестр. Он аккомпанировал легко и прозрачно, изящно и заинтересованно. А во-вторых, мне лично стало ужасно досадно, что вот такой дуэт можно услышать только раз в 75 лет. Потому что большая сцена для самарских музыкантов с сольными и камерными программами закрыта уже давно и прочно. Вот и в программу юбилейного вечера, на котором вроде только и показывай наших, включили один-единственный номер. Вы не ослышались. Один единственный.

Только публика вдохнула полной грудью и приготовилась дальше слушать музыку, все новые и новые номера, как на экране, который висел в глубине сцены и был абсолютно не виден сидевшим под балконом, началась череда видео-поздравлений от знаменитых дирижеров, композиторов и солистов, к которым у филармонии особое отношение. Это не просто друзья — это имена, которые делают ее величество Кассу. Ну, в самом деле, кто будет покупать билет за 200 рублей на концерт никому не известного самарского Сергея Живогляда, к примеру. Хотя такого кларнетиста, как он, еще поискать с фонарями. Да ясно же. Что лучше копить весь год и сходить за три тысячи на известного Дениса Мацуева.

Видео-поздравлянты говорили очень хорошие слова. И про непростой труд, и про высокую миссию, и про замечательную самарскую публику. Удивило меня только, что съемки были сделаны, скорее всего, на пленочную камеру «Кварц-8», и потом оцифрованы на домашнем компьютере. Иначе качество картинки и звука я объяснить не могу. Скорее всего, это был такой ретро-стайл. Находка.

И вот пришло время вспомнить тех, кто закладывал основы учреждения. В исполнении заслуженного артиста России Александра Внукова прозвучал рассказ-воспоминание одного из старейших носителей самарской культуры Бориса Кожина о филармонии, какой она была в начале своего пути. Замечательный рассказ сопровождался оркестровым «Ноктюрном» Исаака Шварца, в котором великолепно солировал пианист Павел Назаров, и видеорядом из архивных фотографий. Правда, упоминаемые фамилии не очень совпадали с кадрами, и из безымянных лиц ушедших работников филармонии образовалась некая печальная куча-мала.

Рассказ, конечно, был хорош. И музыка хороша. И лица на экране потрясающе хороши. Но почему-то организаторам вечера показалось недостаточно этой «нотки грусти» — и они решили усилить ее совсем уж драматичной «нотищей», призвав на помощь, наконец, наш самарский орган. Михаил Щербаков вернулся на свое законное место и «поддал трагизму» вместе с «Адажио» Альбинони. Так. Флейты были? Были. Рояль был? Был. Вот вам орган и скрипка. Ну, нет, не сами по себе. С оркестром. Заслуженные артистки Людмила Камелина (орган) и Ирина Смолякова (скрипка) сыграли свои партии восхитительно. А на экране для тех, кто проспал, еще раз прошли любимые забытые лица.

Отвлекусь. Поясню, почему забытые. Потому что раз в пять лет вспомнить о тех, кто строил филармонию своей душой, мастерством и энергией — это не помнить их вовсе. Помнить — это проводить именные фестивали и конкурсы, учреждать именные награды, выпускать и широко рекламировать книги, сувениры и телепередачи о предшественниках, наконец, открывать им памятные доски, снимать фильмы о них и транслировать по телевидению. Все.

Вернемся в зал. После траурного настроения, воцарившегося почти на полчаса, дальнейшие поздравления уже совсем не вызывали у публики энтузиазма. Хотя тут была и забавная сценка от оперного театра, и слезы бывшего директора Натальи Степановны Глуховой, пытавшейся через комок в горле сказать музыкантам, какие они необыкновенные и как достойны самой высокой оценки. Были еще видео-спичи, и благодарность спонсорам, и выход директоров других волжских филармоний, и еще много теплых и сердечных слов. Но, не дождавшаяся обещанного Юбилейного Концерта, публика начала вытекать из зала. Даже «Пляска скоморохов» Римского-Корсакова с изумительным соло трубы и капустный номер лектория («Олимп») на музыку из «Гусарской баллады» не смогли остановить это вытекание.

После видео-привета Даниила Крамера публика катастрофически «повалила» к выходу. Ей в след прозвучало музыкальное поздравление композитора Эшпая, больше похожее на компиляцию из собственных произведений со вставкой мелодии «хэппибёздейтую». Панически глядя в пустеющий зал, ведущие пригласили на сцену весь коллектив филармонии для исполнения ее гимна, который на поверку оказался «Одой к радости» Бетховена, только с новыми словами. Всего коллектива на сцене не получилось, по центру стояли нарядные разноцветные певицы «Олимпа», по краям — смущенно глядящие в пол немногочисленные сотрудники рекламной службы, бухгалтерии и других отделов, на словах «ты_любовию_согрета_славься_филармония» занавес, наконец, стал опускаться.

Верные поклонники Михаила Александровича Щербакова бросились дарить ему цветы, дирижер бросился к ним навстречу, занавес опустился — Михаил Александрович оказался отрезан от коллектива, и тут в микрофон прозвучал громогласный голос ведущего: «До свидания, Михаил Александрович, всего доброго!». На этой феерической ноте юбилейное мероприятие завершилось.

Инга Майорова
samcult.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору