«Страсти по Марку» в «Зарядье»

Добавлено 18 апреля 2019 Анна Сахарова

Московский концертный зал «Зарядье»

Так сложилось, что самые сильные музыкальные впечатления первой половины апреля связаны у меня с музыкой И. С. Баха. 10.04.19 я наслаждалась скрипичными концертами немецкого гения в исполнении Сергея Крылова на «Рахлинских сезонах» в Казани, а через два дня оказалась в Москве на «Страстях по Марку».

«Страсти по Марку», написанные Бахом в 1731 году — произведение, частично утраченное и исполняемое только в реконструктивных вариантах. 12 апреля в Москве свою редакцию представил дирижер, клавесинист и композитор Йорн Бойзен (Jörn Boysen). Не будучи специалистом по старинной культовой музыке, я, однако, отмечу, что данная интерпретация очень убедительна. Именно в таком звучании я могу представить «Страсти» в протестантской Германии XVIII века: со сдерживаемой страстностью хоралов, драматичными речитативами, с небольшими, но мелодически яркими сольными ариями — жемчужинами в строгой чернёной оправе. Каноничная суровость сочетается здесь с глубокой эмоциональностью, истовостью веры. От экспансивного дирижирования Бойзен мгновенно переходил к сосредоточенному аккомпанированию речитативам Евангелиста на клавесине. Именно партия Евангелиста (кстати, самая объемная сольная партия в этом произведении) вызвала наибольшее количество моих симпатий. Эти речитативы, как оказалось, сохранились только в либретто; автор реконструкции принял решение сочинить их заново. В результате мы имеем пример замечательного сочетания музыкально-исторической чуткости и композиторского дара. Интонационно разнообразные и насыщенные, мелодически выразительные, речитативы Евангелиста были озвучены очень красивым и богатым тембром Беньямина Глаубица (Benjamin Glaubitz), и в тандеме с клавесином Бойзена «прошили» «Страсти» неоновой нитью.

Несколько слов хочется сказать о зале «Зарядье», точнее о том, каково в нем слушать камерный барочный коллектив. Конечно, строение поражает воображение и радует глаз урбаниста своими архитектурными формами. Все достоинства перечислять не буду, это уже многократно сделано в различных источниках, но одно отмечу: большое количество дерева в отделке (говорят, это аляскинский кедр и орегонская сосна), которое ещё отдает свой чудесный аромат. Вероятно, это и является важным козырем в формировании хорошей акустики — сочной и одновременно чистой и мягкой. Хор (вокальный ансамбль «Intrada») слушался удивительно слитно и тембрально насыщено. Прозвучен и клавесин. А вот виолы и барочные духовые оркестра «Pratum Integrum» немного потерялись в таком огромном пространстве, так же как и орган-позитив. Всё же подобные инструментальные составы предназначены для других помещений. Однако вполне объяснимо, что количество публики, привлеченной событием такого уровня, оправдывает выбор зала, который в итоге оказался достойной площадкой для баховских «Страстей».

Анна Сахарова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору