Томас Зандерлинг и священный огонь самарского оркестра

Добавлено 27 июня 2014 Сталина Хрусталева

Самарская филармония, Зал Самарской филармонии, Сталина Хрусталева

От последнего концерта филармонического абонемента «Современное дирижерское искусство» ждалось многого. Лучшие образцы немецкой классической музыки (Вагнер, Шуман, Брамс) представлял самарской публике наследник лучших немецких исполнительских традиций, сын легендарного Курта Зандерлинга, дирижер Томас Зандерлинг.

Первым номером была исполнена культовая увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингры» Вагнера. Интеллигентный импозантный старец спокойно и уверенно занял свое место на подиуме, властно дал ясный ауфтакт и… с первых звуков оркестр заиграл нехотя, в полноги, с приглушенной, но чувствительной мазней духовых. Целых пять контрабасов что-то невнятно мычали, контрабасисты расслабленно висели на своих красивых инструментах, еле водя смычками. Забегая вперед, скажу, что ни разу за весь концерт эта группа не выдала приличный звук или хоть немного определенный штрих, оставив оркестр совсем без фундамента.

Средние разделы, интродукция и ироничный маршевый эпизод прозвучали разлаженно и коряво. В полифонии группы разных инструментов вступали с явным страхом вступить «не туда» или совсем не вступить. Томас Зандерлинг, как те батальоны, просил у оркестра вагнеровского огня, но все было напрасно. Гимническая кульминация у тромбонов, напоминая рваную старую тряпку, улетела прямиком в помойку. Заключительное тутти, несмотря на четкий жест дирижера, не выстроилось по вертикали, оркестранты играли, кто во что горазд, и только благодаря их количеству и соответственной звуковой массе создалось хоть какое-то впечатление от музыки.

Если хотите послушать, как эта увертюра звучит у Зандерлинга без сопротивления материала – послушайте, как он исполняет ее с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского. И вы вдруг узнаете, что, оказывается, в этом шедевре скрыт восторг и жажда жизни древних мейстерзингеров. И неожиданно для себя отметите, какую надежную гранитную «подушку» могут создать для огромного оркестра всего четыре контрабаса, если по ним не возить бессильно серединами смычков. И вы услышите, как здорово, когда оркестр ИГРАЕТ, а не просто сидит на стульях с инструментами в руках.

Дальше был Шуман. На Шумана была большая надежда. Ясность фактуры и смысла его Четвертой симфонии могли приободрить музыкантов после изнурительного Вагнера. Теперь Томас Зандерлинг просил уже не огня, а хоть капельку жизни. И если вымоленное им крещендо как-то одушевляло музыкальную ткань, то никаких красочных субито или, упаси господь, сфорцандо дирижер так и не дождался. Примерно в середине первой части сложилось впечатление, что оркестр уже основательно устал сам от себя. Зандерлинг все дирижировал наизусть, не пропустив ни одного вступления, ни одного поворота темы, ни одного штриха или смены динамики. Но лучше бы он уткнулся в партитуру и не видел, как беспомощны были даже внешне струнники, с их неприжатыми смычками, как неприглядны были духовики, у которых как будто было у каждого по одному туберкулезному легкому и они все только что вышли из комы.

К концу первой части дирижер напоминал Ролана Быкова в фильме «Проверка на дорогах», когда тот толкал застрявший в дорожном месиве грузовик и кричал что-то типа «давай, братцы!», надрывая все свои силы. Титаническими усилиями сдвинув оркестр в вялую кульминацию, дирижер, мановению породистых пальцев которого уважительно подчинялись лучшие оркестры Европы, практически потерял веру в себя.

Вторая часть неожиданно порадовала его и слушателей тонким печальным дуэтом гобоя и виолончели, что немного замаскировало невнятные окончания и вязкую фразировку эпизодов у струнных. Но вот вступила первая скрипка со своим кружевным соло, почему-то заиграла еле слышно – и зазвучала откровенная, непростительная фальшь.

Как будто заразившись от своего вожака интонационной неряшливостью, остальные скрипки, честно говоря, испоганили всю третью часть полным разгулом неверных визгливых скачков в верхних позициях. В финале по сценарию Шумана должно было произойти чудо. Но его не случилось. А ведь и в нотах, и в духе музыки, и в жесте Зандерлинга было столько волшебства, что его невозможно было не заметить. Но в момент таинственного перехода к четвертой части и нарастания оркестровой мощи тромбоны начали трусливо прятаться за литаврами, а ударный аккорд тутти, дающий вспышку света, от которой должен был заискриться весь зал, снова досадно прозвучал вразнобой.

И вот в пунктирном, поддающем жару, заключительном фугато, а за ним и в пружине стретто наступило время хоть разок проснуться контрабасам. Дирижер яростно показывал им все их яростные вступления, но ответом был только невнятный гул, который вызывал у Зандерлинга уже откровенное недоумение. Наконец общее мучение вышло на финишную прямую. Истошные писки струнных, откровенные киксы меди – все смешалось в одну большую кучу, и, к счастью, разрешилось ликующим фортиссимо двух коротких и одного длинного тонических аккордов.

После антракта мрачные предчувствия насчет судьбы Четвертой симфонии Брамса, увы, оправдались. Чуть более бодрое начало, обусловленное знакомой и очень трогательной мелодикой первой части, очень скоро трансформировалось все в ту же мутную жижу, которую никак нельзя назвать достойным звучанием оркестра. Во второй части небольшую отдушину подарили виолончели, необыкновенно нежно, красивым звуком сыграв свой тематический фрагмент.

Но далее опять все пошло наперекосяк. Дирижер мужественно продолжал бороться с полным нежеланием оркестрантов включаться в музыкальный процесс. К третьей части, когда впереди уже было замаячила перспектива позорного развала всего и вся, ему удалось своей отчаянной настойчивостью вызвать у музыкантов что-то вроде профессиональной совести, буквально на глазах собрать разрозненные звуки в поленницу и поджечь ее. В пассакалии наконец почувствовалось общее стремление к достойному финалу, здесь прозвучало восхитительно прекрасное небольшое соло флейты, после которого священный огонь искусства, вопреки всему зажженный дирижером, уже не угас до самого конца.

Публика традиционно горячо аплодировала артистам. Как обычно, Стремящиеся в Гардероб ловко подняли весь зал на ноги. Господин Зандерлинг, выжатый, как лимон, сначала не поверил своим глаза и ушам. Стоячая овация после исполнения, которое смело можно было расценить как фиаско, выглядела абсолютно несуразной. Но он бровью не повел, сдержанно, с достоинством поблагодарил оркестр и зрителей, и решительно пошел за кулисы. По его строгой спине ничего нельзя было понять. Но так хотелось, чтобы он остановился и прилюдно сказал самарскому оркестру, что так жить нельзя. Нельзя не выучивать партии, не репетировать группами, оправдывать свою лень маленькими зарплатами, плохими дирижерами и постоянным попсовым репертуаром. Нельзя выходить на сцену по принципу «любитель не заметит, профессионал промолчит», нельзя вечно ждать «волшебный пендель», чтобы хоть немного прилично заиграть. Потому что на то они и музыканты, чтобы священный огонь горел в них всегда.

Автор: Сталина Хрусталева

P. S. Thomas Sanderling, Philharmonia Orchestra, Brahms Symphony No 4, Op 98

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. андрей ростов, 02 декабря 2016:

    Дирижер просто стар и неадекватен и музыканты принципиально не хотели выполнять его бредовые требования.вывод надо вовремя уходить

  2. Читатель,Самара, 02 июля 2014:

    Хочется выразить огромное почтение Павлу Назарову за то, что он с открытым забралом выступил в этой полемике! Это уважаемый музыкант, и уважаемый не только в нашем городе, поэтому его мнение приоритетно. Тем более, что он выступал одновременно и участником, и слушателем этого нерядового события, переживал его изнутри. В отличие от автора гневливой статьи, Павел наблюдает работу оркестра постоянно, а не от случая к случаю,и ему есть, что сравнить.

    • Любитель музыки, 02 июля 2014:

      Согласен. По-поводу афиш, Сталина. "афиш на приезжих дирижеров в городе нет совсем". Вы не очень наблюдательны и опять предвзяты, их нет на все концерты, которые входят в абонементы. [отредактировано muzkarta (домысел)] И вообще, друзья, я не думаю, что нужно так много времени уделять этой "рецензии"

    • Инна, Самара, 03 июля 2014:

      Браво, Любитель музыки! Полностью согласна с Вами - уж слишком много внимания этой, якобы, "рецензии". Непоследовательность, незнание процесса, отвратительно уничижительные определения, данные в характеристике разных групп оркестра... Градус "ядовитости" просто зашкаливает. Мне стыдно и за автора, и за Музкарту. Вспоминается "справедливость" советских кляузных памфлетов. Взываю к нормальным, настоящим музыковедам: нам, слушателям филармонических концертов, так не хватает вашего участия в профессиональном обсуждении и на страницах газет, и на интер-просторах. Действительно, нам нужна настоящая оценка исполнительского искусства, тенденций его трансформации и развития в современном обществе. Как-то уже не с руки читать фельетоны середины прошлого века. С уважением - к науке музыковедения.

    • tusechka, 04 июля 2014:

      С большим интересом читала и статью (браво, Сталина! за стиль, слог, профессиональные выкладки) и комментарии... Я не житель Самары, не была на концерте - просто читатель со стороны /равно тому, как прочла статью в общедоступной газете/ Не буду судить о том - заказная ли статья? P.S. тут соглашусь с картой, что заказные такими профи не бывают/ права ли Сталина? Но хочу поделиться впечатлениями от ВСЕГО прочитанного: 2:0 в пользу Сталины и карты...

    • скрипка, 04 июля 2014:

      За что ставить победные очки?За ложь?Земля-то круглая-всё возвращается.Огромное спасибо Томасу Зандерлингу, который продолжает по сей день звонить и интересоваться судьбой оркестра. Если бы он увидел и услышал всё то,о чём пишет Сталина-вряд ли он так переживал за музыкантов.

    • Аноним, 04 июля 2014:

      tusechka, спасибо за поддержку. От профессионала она особенно ценна.

    • Глас Народа , Самара, 12 июля 2014:

      Уважаемая Сталина Хрусталева! Хотелось бы поблагодарить Вас за смелую и профессионально аргументированную рецензию на концерт. Ассоциации,связанные с огрехами в исполнении прекрасно переданы чередой ярких и калоритных образов, отражающих отсутствие навыка играть вместе,слушать друг друга, передавать все тонкости характера музыки исполняемого композитора и просто элементарного старания выучить партию как положено. И если уж на концерте оркестр сыграл откровенно слабо с профессиональной точки зрения, можно представить как намучился с оркестром известный дирижер во время репетиций. Поэтому все фантазии "любителей музыки", "музыкантов" и всевозможных "Штирлицов" по поводу его восторгов относительно игры оркестра - совершенно не состоятельны. Не сомневаюсь, что все отзывы на Вашу рецензию на форуме сделаны музыкантами оркестра. И если эти "любители музыки" и по сути своей " любители" и ориентируются только на оценку неискушенной публики в зале, то их место в самодеятельности. Если же они считают себя профессиональными музыкантами, то для них должна быть важна оценка профессионала высокого класса,находящегося в зале. Ведь музыкант со своего рабочего места не может оценить работу оркестра в целом. Четкая,филигранная игра струнных , идеальная чистота духовых инструментов, исполнение соответствующее стилю данного композитора - это то,что необходимо,и чего не хватает этому оркестру. Поэтому, каким бы гениальным не был дирижер, результат будет соответствующий.

    • друг музыки, 13 июля 2014:

      Прочитала последние комментарии Как могут судить о концерте люди ,не присутствующие в зале Тогда судите о всех товарах по рекламе В них сплошная првда Пора уже угомониться и самой себя оправдывать Сталина Писать о туберкулезных легких и половых тряпках -это стиль из подворотни

    • оркестрант, 13 июля 2014:

      Глас народа,какое право у вас обвинять музыкантов в непрофессионализме? Если вам не нравится оркестр ,то не ходите на концерты В залах и не только в залах присутствует много народа ,который благодарит артистов после каждого концерта Если вы такой взыскательный слушатель, то слушайте,к примеру ,Караяна в интернете Только вы забываете ,что жизнь музыкантов доведена до такого состояния ,когда родители узнав их зарплату не направляют своих детей в музучилище Уже два года в Самарское музучилище не поступает ни одного струнника Сидеть и писать о том ,как на ваш взгляд должен работать симфонический оркестр гораздо легче ,чем через каждые пять дней играть концерт,а то и по четыре разные программы на неделе В этом концерте оркестр за пять дней готовил две трудные симфонииМы читаем рецензии на другие концерты , но почему вы считаете позволительным хамоватый стиль этой псевдорецензии не понятно

  3. друг музыки, 02 июля 2014:

    Вы так хвалите струнников в рецензии на концерт Виницкого и так ругаете на концерте Зандерлинга А это одни и те же люди Получается виноват Зандерлинг

    • Павел. Москва., 02 июля 2014:

      Получается, что одни и те же струнники поразному играют в разных оркестрах, только и всего. Простите, что вмешиваюсь, очень уж интересная у вас тут беседаэ. :-)

    • скрипка, 02 июля 2014:

      Да нет,это наша любимая самарская газета [отредактировано muzkarta (домысел, название ресурса "музкарта")],которая славится тем,что на хороших музыкантов пишет плохие отзывы,а на бездарных -хвалебные.Потому что полностью заказная. Здравствуйте,[отредактировано muzkarta (имя автора указано иное)]!Мы вас любим!

  4. слушатель, 01 июля 2014:

    Получил большое удовольствие от этого концерта. Чтобы вы не писали, как бы не поносили оркестр, такого интересного концерта я не слышал. Это моё мнение и мнение многих слушателей, которые были на этом концерте.

    • друг музыки, 02 июля 2014:

      Ну, не ожидала ,видимо, филармония, что на хороший концерт можно написать такую рецензию А потом,концерт Виницкого-концерт камерного оркестра ,а к нему отношение особое

    • Сталина Хрусталева, 02 июля 2014:

      Запись, господа, запись! Почему на телевидении уже на следующий день был репортаж с концерта Виницкого, а приезд Зандерлинга как будто прошел в другом измерении? Ни фоторепортажа, ни телесюжета, ни записи. Почему?

    • Юлия, 02 июля 2014:

      Друзья! Боюсь кого-то разочаровать, но СМИ, в первую очередь, освещают то, что интересно им, а не истинным ценителям музыки... Мир не справедлив)))

    • Павел. Москва, 02 июля 2014:

      Уж не знаю что интересно вашим СМИ, но пресс-служба филармонии точно ушами немножко так прохлопала. :-)

    • Singer, 02 июля 2014:

      "Сталина Хрусталева, 7 часов назад:
      Запись, господа, запись! Почему на телевидении уже на следующий день был репортаж с концерта Виницкого, а приезд Зандерлинга как будто прошел в другом измерении? Ни фоторепортажа, ни телесюжета, ни записи. Почему?"

      Видимо,в филармонии ,есть заинтересованные люди ))
      Заинтересованные в том,чтобы как можно меньше народу знало об этом событии в филармонии:концерте Т. Зандерлинга.
      (И афиш-то значительно меньше на концерты приезжих дирижеров)
      Событии,потому что работа с хорошим дирижером для оркестра,как глоток свежего воздуха,когда действительно идет Работа,а не времяпрепровождение.
      Не трудно догадаться,кто в этом заинтересован))

    • Сталина Хрусталева, 02 июля 2014:

      Singer, браво. Абсолютно серьезно поддерживаю Вас полностью. Дополню: афиш на приезжих дирижеров в городе нет совсем.

    • Singer, 02 июля 2014:

      Кажется в чем-то наши цели и недовольства сходятся.
      возможно стоит обратиться к администрации филармонии,чтобы таки объявили открытый конкурс на место постоянного приглаженного дирижера?
      Или просто на место главного дирижера))

  5. muzkarta, 01 июля 2014:

    Всем спасибо, просим высказаться в комментариях к этой статье Сталины: muzk.info

    • юрист-любитель музыки, 07 июля 2014:

      Собрания должны проводиться регулярно. На очередном собрании просто должен при объявлении повестки встать один человек и громко сказать, что он лично предлагает внести в повестку вопрос объявления открытого конкурса на должность такую-то и такую-то. При этом нужно вести видеозапись. Еще лучше - пригласить журналистов и представителей министерства культуры региона. Если блокируют съемку и прессу - пригласить представителей комитета по культуре Губернской думы. Разумеется, необходимо проследить, чтобы администрация филармонии была не в курсе этой подготовки. Далее тайным голосованием решается вопрос о необходимости проведения конкурса. Если администрация блокирует голосование - видеозапись и протокол направляются в прокуратуру.

    • Хабаровск, 07 июля 2014:

      юрист-любитель музыки, Вы не совсем правильно осведомлены. Музыканты, конечно не избирают. Но можно так поставить вопрос что к вам будут вынуждены прислушаться. главное чтобы все это было на пользу делу а не личным амбициям. muzkarta.info

    • Singer, 01 июля 2014:

      Во многом ,качество оркестра зависит от дирижера,который постоянно с этим оркестром работает.
      Вы так горячо высказывались за изменение ситуации ...в оркестре.
      Возможно у вас,Сталина,есть предложения,с интересом их выслушаем)

    • Сталина Хрусталева, 02 июля 2014:

      Singer, я их озвучила выше в одном из комментариев: открытый конкурс на место постоянного приглашенного дирижера и открытый конкурс на место художественного руководителя филармонии. И это решение можно принять общим собранием коллектива.

    • скрипка, 07 июля 2014:

      Кто ж его даст провести? Наивно.

    • скрипка, 07 июля 2014:

      Разве коллектив оркестра имеет права избирать кого-то? Даже в Москве всех назначают сверху. Нельзя ли ссылку на закон? Если Вам не трудно,конечно.

  6. музыкант, 01 июля 2014:

    Спасибо (критику). Мне понятно, что автор этой статьи,просто не знает музыку вообще. Всё, что написано в статье полное враньё, иначе назвать нельзя. Автор статьи никогда наверно не слышал зту музыку в исполнении великих дирижеров и великих музыкантов. Мне становиться страшно, что выходят такие статьи - заказные. Дураку понятно, что это заказ. Как не стыдно обливать музыканов помоями, а они выполняли все требования величайшего из современных дирижеров. Как не стыдно. Больше слов нет.

    • muzkarta, 01 июля 2014:

      А нам становиТСЯ страшно от количества грамматических и пунктуационных ошибок в вашем сообщении, музыкант. Автор статьи приводит в пример записи тех же произведений в исполнении того же дирижера, но с иным оркестром.

    • Singer, 01 июля 2014:

      Сталина
      "Карта, боюсь, что если филармония сочтет нужным защитить свою честь выкладыванием записи, то будет сделано все, чтобы с помощью компьютерной чистки убрать все огрехи, какие удастся убрать "
      А кто вам сказал,что запись,которую Вы ставите в пример,не была отредактирована,с целью убрать все огрехи?
      Складывается впечатление ,что автор статьи,музыку преимущественно в записи слушает))
      В живую-то оно по другому,немного ))

    • скрипка, 02 июля 2014:

      Господа,вы ,наверное,не знаете-что такое "компьютерная чистка".Она возможна,если к каждому музыканту перед записью прикрепить микрофон.При концертной записи вычистить интонацию невозможно. Можно добавить "ревер " и несколько облагородить звук при полном отсутствии акустики в нашем зале.

  7. Самарская филармония, 01 июля 2014:

    Сталина, здравствуйте, Вы кажется хотели познакомиться? Мы не возражаем. Можно обменяться мнениями при встрече.

    • Singer, 01 июля 2014:

      Просто волосы дыбом встают читая все это!!!
      Что-то я не нашлось в Вашем,Сталина,собрании сочинений,рецензию на концерты главного дирижера Самарского
      оркестра,М.И.Щербакова.
      Вы столько лет,по вашим словам ,живете в Самаре,и ни одной статьи?
      Очень было бы любопытно,сразу многое бы встало на свои места))
      Кроме того,о каком безупречном исполнении вы говорите,как известно,все познается в сравнении.

    • ржунемогу, 01 июля 2014:

      "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа."

    • Сталина Хрусталева, 01 июля 2014:

      Singer, если Вас интересует моя рецензия на концерт М. Щербакова, с удовольствием Вас порадую в ближайшее время).

    • Singer, 01 июля 2014:

      Любопытно,кто скрывается под псевдонимом Сталина Хрусталева?))
      Как говорится,честному человеку нечего скрывать)
      Хорошо когда есть мнение,хорошо ,если оно свое.
      К чему вам скрывать настоящее имя?вы же высказываете "свое"мнение,за это обычно уважают))

    • Singer, 01 июля 2014:

      Ждем с нетерпением,вашей следующей "шедевральной" рецензии.

    • Сталина Хрусталева, 01 июля 2014:

      Singer, разрешите Вам напомнить, что использование псевдонимов в любом деле, связанном с написанием текстов - это норма. И никаких правил, заставляющих открывать имя автора, никогда не существовало и не может существовать. Псевдоним - не маска для нанесения удара, а прекрасная возможность для объекта текста сосредоточиться на смысле высказывания, а не на личности автора.
      А пока Вы можете ознакомиться с моим впечатлением от вчерашнего концерта на этом же портале. Вэлком. muzk.info

    • muzkarta, 01 июля 2014:

      Singer, вы же даже не зарегистрировались. В отличие от автора.

  8. павел назаров, 01 июля 2014:

    Конечно, я не претендую на музыковедческий разбор состоявшегося концерта, поскольку я не теоретик, а всего лишь пианист оркестра, преподаватель СГАКИ, музыкант, который сыграл несколько тактов арфовой партии, побежавший на третий ярус зала, чтобы услышать великую музыку. Но я услышал то живое стремление оркестра донести сокровенное нам, слушателям. Я, буквально с первых минут репетиций с потрясающим Зандерлингом, ощутил глубину и истину дирижерского искусства потрясающего мастера. Я помню эти непростые репетиции, когда многое раздражало Маэстеро. Но оркестр был покорен и очарован этой знаменитой личностью. Вы - очень хороший профессионал, но прочитав Вашу статью мне по-настоящему стало больно. Вы же сами понимаете, что правда где-то посередине. Я очень счастлив, что смог быть на репетициях оркестра и, в сотый раз, убедился, что в моем оркестре играют живые, неравнодушные, замечательные музыканты.
    .,
    Артист самарского симфонического оркестра, лауреат международных конкурсов, доцент СГАКИ Назаров Павел.

    .,

    • Сталина Хрусталева, 01 июля 2014:

      Прошу прощения, не туда ответила. Павел, спасибо за то, что заступились за оркестрантов. Но прошу заметить, я ни разу не назвала их мертвыми, равнодушными и незамечательными. Я написала о конкретном исполнении. Да, это обидно. Да, это больно. Я принесла свои извинения. Но зрителю все равно, кто какой музыкант и человек. Люди приходят в зал слушать музыку. И то, что в Самаре сложился контингент нетребовательной публики, которая получает удовольствие уже просто от самого похода в красивое здание филармонии, не вникая в особенности трактовок и соответствия исполнения замыслу автора, не освобождает музыкантов от добросовестностного отношения к своему профессиональному долгу. Простите.

    • любитель хорошего, 01 июля 2014:

      был на концерте Да,были иногда интонацоинные погрешности у духовых,но киксов не было ,зто вранье или автор не знает ,что такое киксы

    • люьитель хорошего, 01 июля 2014:

      Да ,еще получается что Задерлинг -плохой дирижер,если допустил подобное исполнение,когда все играют фальшиво,постоянно киксуют ,да еще и не выразительно Я не понял,а помойка =это зал с публикой ,куда летит половая тряпка тромбонов Вы решили потренироваться в красоте речи?

    • Nina Richi, 01 июля 2014:

      Не могу не вступить в это обсуждение после прочтения так называемой рецензии. Как же легко бывает людям без совести белое назвать черным! А потом доказывай, что это не так... Кому-то очень хочется, чтобы исполнение оркестром этой программы под управлением высочайшего профессионала, настоящего мастера Т.Зандерлинга было именно таким. Но, уважаемый рецензент, увы, Вы очень не объективны. И еще хочется добавить, что тон статьи, ее лексика недостойна критического разбора исполнения. В нем чувствуется одна агрессия и негатив. Любой музыкант скажет спасибо за здоровую критику, Но где она?! Оркестр был предельно собран, играл с большой отдачей и показал замечательный результат. Кульминацией исполненной программы, конечно же, стала симфония Брамса. И если Вы часто посещаете филармонические концерты, то, наверное, у Вас есть с чем сравнить... Я лично такой Четвертой симфонии в исполнении еще не слышала!!! Браво, маэстро! Восторг и истинное удовольствие! И со мной был согласен весь зал, устроивший в этот вечер овации дирижеру и оркестру (и в гардероб никто не спешил, Вы видимо забыли, что сейчас лето)). Напрасно Вы так пренебрежительно отзываетесь о слушателях филармонии, среди них, поверьте, много образованных людей, умеющих по достоинству оценить исполнение.

    • muzkarta, 01 июля 2014:

      Приходится вмешаться.
      Хватит передергивать.
      1. "Тряпки" и "помойка" - образ сорванной кульминации тромбонов. Отличный образ.
      2. "Стремящиеся в гардероб" - тоже образ. Спешащих уйти.
      3. Дирижер в адвокатах не нуждается. Его никто не критиковал.

    • любитель хорошего, 01 июля 2014:

      Эта статья не стоит той дискуссии, которая здесь развернулась. Низко и грязно написано. А автор теперь уж точно просматривается - это "друг" филармонии г-жа [отредактировано muzkarta (домысел, имя автора указано иное)]

    • Ленин, 01 июля 2014:

      Согласен, очередной пасквиль. Как говорится, "собака лает, караван идет"

    • muzkarta, 01 июля 2014:

      "Низко и грязно" — это если бы было написано, кто из оркестра с кем спит и сколько выпивает. Это же — просто рецензия.

    • Любитель хорошего, 01 июля 2014:

      Удивляет позиция muzkarta. Оказывается используемыми выражениями можно оценивать работу музыкантов... И теперь это называется рецензия... ((

    • muzkarta, 01 июля 2014:

      Любитель хорошего, пишите свою рецензию. Ваша аргументация на грани. Назовите хоть один признак того, что это не рецензия.

    • Grieg, 07 июля 2014:

      Уважаемый Павел Назаров!
      Я посмотрел отзывы на Ваши выступления и послушал Ваши записи. Прошу прощения, я взял на себя смелость создать здесь Ваш сайт. Надеюсь, Вы на меня не в обиде. Буду очень рад, если Вы примете от меня этот знак уважения. Вы можете взять управление сайтом в свои руки и размещать здесь все Ваши записи, афиши и так далее. На главной странице не хватает контактных телефонов и электронной почты для связи организаторов концертов с Вами. С уважением, Григорий.

    • постоянный слушатель, 02 июля 2014:

      [отредактировано muzkarta (полное копирование страницы "О проекте")]
      думаю, автор (ы) данного сетевого ресурса не должны принимать чью-либо сторону... (

    • Постоянный посетитель "Музкарты", 02 июля 2014:

      Думаю, авторы ресурса отвечают за его содержание и имеют полное право на его модерацию в соответствии с общепринятыми нормами этики и культуры поведения в сети интернет.

    • muzkarta, 02 июля 2014:

      постоянный слушатель,
      Авторы (владельцы) данного ресурса, как и любой гражданин РФ, могут делать все, что не запрещено законодательством РФ.

    • Павел. Самара., 09 июля 2014:

      Здравствуйте, Григорий! Я очень признателен и благодарен Вам! Я однозначно бы не создал такой сайт, поскольку являюсь обычным музыкантом, старающимся служить честно своему ремеслу. Еще раз выражаю Вам свою благодарность! [отредактировано muzkarta (перенос контактной информации в профиль)]

  9. Читатель,Самара, 30 июня 2014:

    Госпожа [отредактировано muzkarta (домысел, имя автора указано иное)], грубая работа: фрак шит белыми нитками. А король голый...После подобных публикаций теряется вера в правдивость и искренность СМИ

    • ДРУГ МУЗЫКИ, 01 июля 2014:

      А что эту статью написала та же дама ,что написала гадкую статью про дирижера Агреста ? Хотя по стилю можно было и догадаться Ну что называется No comment

    • Сталина Хрусталева, 01 июля 2014:

      А с Виницким сыграли преотлично)
      И оставьте, пожалуйста, [отредактировано muzkarta (домысел, имя автора указано иное)] в покое, я даже не знаю, кто это и за что вы на нее коллективно опровергались(. Вот так.

  10. музыкант, 30 июня 2014:

    Странно,что Вы сомневаетесь в том,что Зандерлинг после концерта затронул вопрос финансирования,это слышали многие и врать нет смысла.Мало того,он сказал,что в других филармониях уже подняли зарплаты в 2 раза и что он проследит,как будет решена эта проблема у нас.Хотя,повторяю,качество игры оркестра зависит только от систематической работы дирижёра.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Качественное исполнение требует ,на мой взгляд ,более длительного периода для подготовки двух таких сложных произведений Думаю музыканты приложили максимум усилий

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Почему мнение одного критика важнее мнения сотен людей ,которые выражали восхищение от услышанного Надо будет выставить эту статью в холле филармонии на обсуждение

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Друг музыки, еще будет очень целесообразным пригласить всех друзей и родственников музыкантов, почувствовавших себя обиженными - это будет очень репрезентативная выборка).

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А никто не обижается Критиков тоже можно критиковать и достаточно резко

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Музыкант, я полностью с Вами согласна. И нисколько не сомневаюсь в том, что Зандерлинг готов повысить зарплаты всем музыкантам России и мира) Я тоже на это готова, только вот возможностей у меня, увы, маловато)

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Друг музыки, я жду критики! Предметной и грамотной. Буду очень признательна!

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Попросим Ирину цыганову обратиться к слушателям прочитать статью и написать отзыв

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      Вот это уже будет заказная статья :). Вы понимаете, что "обратиться к слушателям" невозможно? Ведь вы не по паспортам продаете билеты? Людям может нравиться музыка, которую написал композитор и они могут не разбираться вообще в профессиональном уровне исполнителя. Таких слушателей очень много. Это не значит, что надо опираться на их мнение в профессиональных "разборках"(простите). Это путь к художественной самодеятельности.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      О, какая прелесть! Друг музыки, да Вы явно знаете, как расправиться с неугодными! Это ценный опыт для администрации филармонии, поздравляю) Вам предоставить мой портрет для размещения его в фойе и организации метания в него яиц, помидоров, отравленных стрел, а также плевания? Может, попросим Ирину Цыганову первой плюнуть?
      Впрочем, я могу и лично прийти для публичной порки, и могу принести розги, хотите? Вам дать парочку?

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      Кто такая Ирина Цыганова? Сталина, это не расправа с вами, не передергивайте, пожалуйста, это современный метод опроса и вывода для доклада начальству о мнении народа для формирования будущего направления деятельности.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А почему вы считаете ,что ваше мнение является единствненно объективным В залн было много уважаемых в городе музыкантов , которые могут дать оценку услышанному

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      друг музыки, давайте запись. Обратимся к независимым экспертам. В городе музыканты могут чаИ гонять за одним столом с заинтересованными. Это не считается.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Друг музыки, я буду рада увидеть эту оценку опубликованной. Давно прошу аргументированных возражений. По существу. И ни разу я не назвала свое мнение единственно верным. Уже не помню, сколько раз я написала здесь, что это мои личные впечатления.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      И еще мне интересно, вот честно, просто в воздух: положа руку на то место, где у музыканта должна быть профессиональная совесть, все до единого оркестранты подтвердят, что исполнение было безупречным?

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Если вы выходите с такой критикой, запись должна быть именно у вас А так ваша статья выглядит,как желание потренироваться в умении произвести впечатление

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Друг, да Вы [отредактировано muzkarta (грубость)]? Вы хотите сказать, что любой критик делает САМ запись спектакля или концерта, чтобы потом доказывать свою правоту?

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А почему вы все время стараетесь оскорбить музыкантов А вы в своей работе безупречны?

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А критики вообще зло Бизе умер после критики Критики написали правду?

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      О господи, вот ведь как подсела филармония на сладкие безграмотные восторги, на переписанные пресс-релизы и скопированные из интернета факты о произведениях и исполнителях. Пожалуйста, напишите мне, в каких моментах моего материала я настолько вру, что от этого можно умереть?

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Я лишь об объективности критики ,а не о том что кто то умрет

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Вы знаете, друг музыки, меня научили, что сколько бы я ни получала, в каких бы условиях не работала, я должна отвечать за качество своей работы. И я не халтурю, не сваливаю вину за свои промахи на других людей и на обстоятельства, и всегда прислушиваюсь к критике, какой бы неприятной она не была. Впрочем, у меня еще не было случая, чтобы мою работу серьезно критиковали. И думаю я достаточно рассказала о своем неземном совершенстве, чтобы прекратить разговор обо мне. Кажется, это называется переходом на личности.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Написать плохо о чем- то так же легко ,как и что либо похвалить Зависит от настроения Гораздо труднее чем что либо исполнить

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      а почему вы решили что оркестр халтурил? А свою работу вы цените высоко

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      друг музыки, это был сарказм, а не высокая самооценка. В рецензии написано все, анализ разве что не по тактам. Что вы еще хотите от автора? Прошу вас, это очень низкий уровень дискуссии - она исчерпала себя.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Я что-то не пойму. Вы серьезно считаете, что оркестр может вступать и снимать звук нестройно? Что струнники могут играть фальшиво? Что духовики могут постоянно киксовать? Скажите мне, пожалуйста, чего Вы хотите от меня добиться? Чтобы я признала, что все наврала и исполнение было безупречным? Покаялась во всех своих личных грехах? Чего Вы хотите? Чтобы меня не было на свете и в филармонии все осталось так, как оно есть? Так от меня ничего не зависит! Как в филармонии давно ничего не зависит от музыкантов. Простите, если ничем не могу Вам помочь.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Почему вы берете на себя право говорить за кого либо Зандерлинг не был удивлен реакцей зала ,а ждал ее т к а оркестр сделал все возмоное в тех условиях в каких находился

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Простите, я не вижу смысла в дальнейшей беседе, мне остается лишь надеяться, что Ваше искреннее переживание за оркестр филармонии поможет ему если не ронять планку мастерства, то хотя бы удержать ее в приличных пределах. С уважением.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      если я захочу искать огрехи в действиях других людей,то я их найду Вы знаете я смотрела спектакль Большого театра и там тоже было много огрехов Но попробывали бы вы такое написать

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      спокойной ночи

    • скрипка, 30 июня 2014:

      Исполнение,конечно,не было безупречным.Но это не значит,что в оценке надо пользоваться такими словами ,как "грязная тряпка","помойка".Это не достойная терминология для музыкальных критиков.[отредактировано muzkarta (домысел, имя автора указано иное)],Вы мстите оркестру за то,что он написал коллективное опровержение на вашу статью про Агреста? Зачем Вам эта война? Чьи интересы Вы защищаете?

    • Сталина Хрусталева, 01 июля 2014:

      Скрипка, приведенные Вами слова - никак не термины, это экспрессивная лексика, призванная вызвать определенную слуховую ассоциацию у читателя, не имевшего возможности посетить концерт. Спасибо за мужество в признании небезупречности исполнения.

  11. музыкант, 30 июня 2014:

    Поскольу Вы в статье цитируете некоторые замечания Томаса З. ,сказанные во время репетиции,а в зале сидел только один известный человек,не остаётся сомнения в заказном характере статьи.Только маэстро после первого же исполнения соло концертмейстера отметил,что оно было сыграно прекрасно.Так что Вас обманули,"это не шанхайский барс,а мексиканский тушкан".

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Вы мне очень приятные вещи говорите, если я "прочла" замечания герра Зандерлинга на репетиции - по звучанию на концерте. И я очень рада, если соло концертмейстера прозвучало на репетиции безупречно, так как высоко ценю и музыкантские, и человеческие качества упомянутого оркестранта. Возможно, на концерте сказалась усталость или волнение, но соло публично было исполнено фальшиво - и если есть запись, то это нетрудно доказать. Если же записи нет - увы, остается только верить или не верить себе.

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      Простите за вторжение. Но это может быть просто совпадением мнений двух незнакомых друг с другом людей: того человека, кого вы подразумеваете под "заказчиком" и Сталины. "Заказуха" не бывает настолько хорошо написанной, простите, если вы этого не заметили в нашу пору отсутствия качественной музыкальной критики.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А вы можете назвать человека ,который смог бы все это осуществить? Очень многое начинается с финансиравания

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Ох, как стара эта песенка про финансирование... Скажите, пожалуйста, а почему другие филармонии, работу которых так хорошо видно, в частности, на этом портале, работают качественно и при этом не жалуются на финансирование? У всех денег больше в десять раз? Тогда это вопрос к администрации филармонии и министерству культуры региона, а не ко мне, извините.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А что вы называете качественной критикой ? Когда человек пишущий о концерте не написал ни одного положительног предложения в адрес музыкантов ,

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      кого приведете в пример?

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Друг музыки, Вы как-то странно избирательно прочитали материал. Там отмечена более чем качественная игра одной группы и трех солистов.

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      друг музыки, качественная критика - это не хвалебные отзывы, это убедительный и качественный анализ исполнения музыкального произведения, написанный хорошим языком, без штампов и пустых, искусственных, заезженных оборотов.

    • Друг музыки, 30 июня 2014:

      Еще раз прочитала вашу статью Слишком мгого грязи вы вылили на музыкантов Я посмотрела ,что на подготовку этой программы у оркестра было всего пять дней

    • muzkarta, 30 июня 2014:

      Может, филармония выложит запись концерта? www.youtube.com
      Хотелось бы послушать, параллельно подглядывая в статью, как в партитуру. Благо, она написана со знанием музыки.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Друг музыки, я понимаю Вашу обиду. И все-таки: давайте разговаривать доказательно: в чем конкретно Вы видите грязь? И еще. Надеюсь, Вы, как друг музыки, знаете, что нормальным у профессиональных оркестров является подготовка программы за три общие репетиции. Или Вы хотите сказать, что музыканты только за пять дней узнали программу и получили партии?

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Карта, боюсь, что если филармония сочтет нужным защитить свою честь выкладыванием записи, то будет сделано все, чтобы с помощью компьютерной чистки убрать все огрехи, какие удастся убрать (. Уж лучше наслаждаться ресторанными "Пижонами", которых и рекламировали не в пример больше Зандерлинга, и снимали с явным удовольствием ).

  12. музыкант, 29 июня 2014:

    А вам известно,Сталина,что Зандерлинг после концерта имел беседу с администрацией филармонии и сказал,что оркестр очень профессиональный ,концертом он доволен,но за такую зарплату он бы и сам учить партию не стал.Хотя(это уже от меня) дело не только в зарплате. Нужно кардинально менять работу оркестра.И другой худрук тут не поможет.

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      Как я поняла,речь шла не о том ,что партии не выучены ,а о зарплате музыкантов о какое отношение к работе может вызвать оценка труда ,ведь квалифицироканный труд и не квалифицированный должны отличаться в оплате за работу

    • друг музыки ,, 30 июня 2014:

      Концерт понравился очень многим людям,в том числе и профессиональным музыкантам Концерт был сыгран с отдачей Особенно понравился Брамс [отредактировано muzkarta (переход на личности)]

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Повторяю специально для Вас. Я не вхожа в администрацию, разумеется, мне не может быть известно содержание беседы Зандерлинга с администрацией. Могу лишь предположить, что он как человек деликатный просто в силу своих личностных качеств не мог сказать ничего критического принимающей и оплачивающей его работу стороне. Что касается другого худрука (хотя у филармонии, насколько мне известно, уже продолжительное время вообще нет никакого художественного руководителя), то мне как минимум странна позиция, укоренившаяся в Самарской филармонии и министерстве культуры области, заключающаяся в том, что худрук и не нужен. Если честно, я вижу в этом утверждении просто боязнь качественных перемен. Ведь в болоте так удобно, тепло, ничего не видно, и очень безопасно... На мой взгляд, музыканты, которым нечего бояться профессионально, не страшны никакие перемены. А уж особенно перемены к лучшему.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      И забавно, музыкант, значит, несмотря на оценку оркестра как профессионального коллектива, Зандерлинг все-таки не смог не заметить, что партии были не выучены? )))

    • друг музыки, 30 июня 2014:

      А что худрук может вытащить кого - то из болота? Он был в филармонии , но что изменилось с его появлением и потом уходом?

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      Последний худрук прошел процедуру творческого конкурса? Представил программу развития филармонии? Был выбран большинством голосов на общем голосовании коллектива? Внимательно отнесся к местным реалиям и заинтересованно вник в работу всех цехов и коллективов филармонии? Почему об этом ничего не известно?

    • музыкант, 30 июня 2014:

      На общем собрании коллектива у нас давно никого не выбирают.Всех назначают сверху.Вы знаете,что мы играем по 10-12 концертов в месяц?Другие филармонии -по 4 -6.А камерный оркестр-ещё 4 концерта .Духовики все работают на второй работе.Когда тут заниматься группами?Вы бы лучше написали -как мы вообще ещё живы.

    • Сталина Хрусталева, 01 июля 2014:

      Музыкант, представьте себе, я в курсе проблем оркестра. Но я также знаю, что постоянный тренаж, даже изнурительный, все равно сказывается на игре положительно. Я писала о конкретном концерте, который слушала с позиции рядового зрителя, может, с чуть большим слушательским опытом. Оркестр играл откровенно плохо. И это было очень обидно, тем более, что музканты такого уровня приезжают в Самару нечасто, и репертуар такой исполняется тоже не каждый день. Не поверю, что за пять дней (хотя что-то мне подсказывает, что посмотреть партии можно было бы и раньше) нельзя было выучить хотя бы эпизоды, априори опасные в сценической ситуации. Что касается собраний коллектива - у вас есть общий договор и устав учреждения, который утверждается общим голосованием. И заставить администрацию к вам прислушаться - вполне в ваших силах. Мне не нравится сейчас то, что я пишу. Не мне рисовать вам дорогу к светлому будущему. Но я живу в Самаре уже много лет и вот честно, наболело.

    • скрипка, 07 июля 2014:

      Вы,наверное,не в курсе,что голосование проводится только членами профсоюза,коих в 2 раза больше чем весь оркестр вместе взятый.Договор уже несколько лет принимается уборщицами и шофёрами и др. обсл. персоналом.Оркестр (не без участия некоторых его членов) исключён из правового поля.Так выгодно многим .

  13. Зритель.Самара, 29 июня 2014:

    Доколе будут продажные самарские журналисты писать заказную ложь,продиктованную главным дирижёром,которому в силу его профнепригодности ничего не остаётся,как поливать грязью концерты приезжих дирижёров? Музыканты сыграли с полной отдачей,почти все.Особенно прозвучал Брамс.

    • Сталина Хрусталева, 30 июня 2014:

      СССР, я вижу, Вас серьезно волнует этот вопрос. Выше я на него уже ответила. Это мое мнение о концерте. Оркестр распускать не надо. Музыканты у нас хорошие, как и везде по России. Дирижеров приглашать необходимо. Это само собой разумеется. Ну и, чтобы два раза не вставать, я считаю необходимым приглашение в Самару на постоянной основе дирижера по открытому конкурсу. А также я считаю необходимым открытый конкурс на вакантное место художественного руководителя филармонии, так как именно профессионал на этом месте отвечал бы за качество и исполнительский уровень программ.

    • СССР Самара, 29 июня 2014:

      надеюсь больше Вас не будет в этом зале? или снова бесплатно по контрамарочке пойдёте наслаждаться! )

    • Сталина Хрусталева, 29 июня 2014:

      Уважаемые музыканты оркестра! Думаю, это вы так возмущены моим материалом. Мне очень жаль, если я несправедливо обидела кого-либо из вас. Считаю необходимым пояснить, что никакого заказа я не выполняю, на концерт купила билет в кассе, как делаю всегда, и написала свое личное мнение о концерте. Я знаю, что наш оркестр способен играть очень хорошо, неоднократно это слышала и гордилась вами. Но я честно была обескуражена качеством игры оркестра 25 июня. О чем и написала. Схожу по билету и на концерт с выступлением оркестра под руководством М. Щербакова и тоже честно напишу свои впечатления. Спасибо Музкарте за предоставленную возможность высказаться.

    • muzkarta, 29 июня 2014:

      Сталина, Вам спасибо за статью и ответ.

    • Штирлиц, 29 июня 2014:

      а кто такая музкарта? что она минусует, а вот я хочу плюсануть а немогу, печалька!

    • Сталина Хрусталева, 29 июня 2014:

      Штирлиц, регистрируйтесь, размещайте свои материалы, свои записи, свои рецензии, минусуйте, плюсуйте, - это возможно ТОЛЬКО ЗДЕСЬ.

    • muzkarta, 29 июня 2014:

      Зарегистрируйтесь, сможете. И прекратите, пожалуйста, мусорить, помойки здесь не будет.

    • СССР Самара, 29 июня 2014:

      а Вы дирекции филармонии статью показывали?

    • СССР Самара, 29 июня 2014:

      ну или мнение своё озвучили? просто интересно - надо оркестр распустить или дирижёров больше не приглашать?

  14. несталина, 29 июня 2014:

    Ложь,не знающая никаких рамок-и смешно и грустно!!! Не страшно так жить и дёшево стоить?

    • СССР Самара, 29 июня 2014:

      заказная статейка! заказная Автор статейки! слова один в один копия - не свои словечки! писано чужой ручкой! грамотные люди оценят данное выступление совершенно по другому. исполнено было в настоящих классических традициях, а не так как обычно - на изнанку. текст целиком и полностью принадлежит человеку который губит оркестр и восхваляет исключительно себя, умышленно унижая всех кто работает не под его дирижёрскую палочку!!! статья липа!!! люди, кто не был на концерте не верьте, кто был - составьте своё мнение, не надо опираться на заказную статью от а и до я!

    • СССР Самара, 29 июня 2014:

      не нравится не ходите в филармонию, есть ещё театр оперы и балета… ) [отредактировано muzkarta (домысел, имя автора указано иное)]

    • СССР Самара, 29 июня 2014:

      записи смотрите по ночам на ТВ! вот прежде чем писать такие статьи будьте любезны тоже приложить записи! )))

    • muzkarta, 29 июня 2014:

      Пожалуйста, спокойнее. Судя по тексту, он написан профессиональным музыкантом и образованным человеком. Ваши же вопли выглядят, как "заказуха". Если можете ответить аргументированно, просим! Если есть запись - выложите, пожалуйста, мы послушаем.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору