V Международный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: волшебство открытия

Добавлено 02 марта 2016 Marina Andreykina

Камерный оркестр Mezzo music, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина, Симфонический оркестр Белгородской филармонии

Пятый год подряд музыканты и меломаны Белгорода встречают весну по-особому празднично, колоритно, величественно, широко — вновь фестиваль «Борислав Струлёв и друзья», который традиционно проходит при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области, собрал друзей из разных стран, чтобы подарить всем настоящий праздник.

Фестиваль открылся 27 февраля большим феерическим концертом музыкантов из Китая, Испании, США и России. На сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии в сопровождении музыкантов белгородского симфонического оркестра и камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик солировали звёзды мировой сцены — известный виолончелист, арт-директор фестиваля Борислав Струлёв, пианист Тиан Джиан (Tian Jiang), семья скрипачей Александр, Альберт и Марина Марковы. Дирижировал оркестром Хосе Луис Гомес.


Праздник начался с волшебной, необыкновенно трогательной музыки современного уэльского композитора Карла Дженкинса — впервые в Белгороде прозвучала часть Benedictus из «Мессы мира». Это была российская премьера.

Музыка, написанная на стыке 20 и 21 века, была задумана автором как антивоенный культурный знак, который становится понятен каждому, когда звуки музыкального полотна оживают. Знак, который исцеляет и пробуждает самые искренние чувства, дарит столь необходимое всем нам спокойствие. Виолончель Борислава Струлёва парила на фоне белгородского камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик, органа и хора (камерный хор филармонии под руководством Елены Алексеевой). Эта поистине волшебная, божественная, неземная музыка предварила торжественную часть вечера.

«Музыка, мне кажется, — единственное средство, которое излечивает души. И когда человеку плохо, у него отрицательные эмоции, чувство печали, усталость, депрессия, что в период кризиса иногда бывает, то надо идти не в аптеку, а в филармонию, надо слушать музыку, классическую музыку», — подчеркнул на открытии юбилейного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко.

Фестиваль BelgorodMusicFest стал не только культурным брендом Белгорода и области, но и достоянием региона. Этот значимый факт подчеркнул в своей поздравительной речи Митрополит Белгородский и Староосколький Иоанн: «В русском языке есть очень хорошее слово — достояние. Это то, на чём мы стоим. Это то, что является нашей опорой. Борислав Струлёв и все организаторы фестиваля создали новое достояние для Белгородской области. Мы стали узнаваемыми в мировом музыкальном пространстве. Мы стали теми, кто задаёт тон для всей России. И вот это достояние является воистину нашим общим достоянием, потому что музыка не знает ни границ, ни расстояний, она обращена ко всем вне зависимости от возраста; вне зависимости оттого, сколько денег в кошельке человека, какой он пост занимает; музыка является небесной и очень важной для всех нас духовной пищей».

Прекрасной «духовной пищей» стала знаменитая «Венгерская рапсодия» Ференца Листа в обработке чешского композитора, виолончелиста XIX–XXстолетий Дэвида Поппера. Стройное, филигранное звучание белгородского оркестра (входящего в список самых престижных оркестров России), управляемого испанским гостем фестиваля Хосе Луисом Гомесом, очаровывало.

Обладатель первой премии на Международном конкурсе дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте в 2010 году, романтик по натуре, любитель полётов на дельтаплане, поклонник Рахманинова и Чайковского, маэстро Гомес продемонстрировал точность дирижёрских жестов, умение вести за собой оркестр.

Завораживал и густой, плотный и проникновенный звук солирующей виолончели Борислава Струлёва. Поразительно, насколько разные образы, оттенки, настроения может передать музыкальный инструмент — виолончель, словно повелеваясь своему одарённому, харизматичному и чуткому хозяину. Звук Струлёва невозможно спутать или не узнать, если в нижнем регистре он повествует, то в верхнем молит и вопрошает; нельзя не почувствовать уникальность интерпретации Борислава Струлёва, его собственное видение музыки.

Открытием для белгородской публики явился всемирно известный потрясающий пианист, лауреат первых премий на Международном конкурсе пианистов JoannaHodges и международного конкурса пианистов William Kapell Тиан Джиан (Китай-США). Музыкант продемонстрировал своё мастерское владение инструментом, исполнив вначале вторую и третью части Концерта для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта — одного из самых популярных и красивых концертов австрийского гения.

Зрители насладились и широтой, хрустальной красотой превосходной кантилены во второй части Adagio (Сицилиане), и полётностью, лёгкостью виртуозных пассажей в третьей части Allegro, почувствовали кристальную точность прикосновений кончиков пальцев пианиста к клавишам, прониклись теплотой и глубиной звучания шедевра.

Исполнение Тианом Джианом совместно с белгородским оркестром Концерта для фортепиано с оркестром «Желтая река» китайского композитора Инь Чен Зонга оказалось двойной премьерой — белгородской и общероссийской. Впервые на сцене Белгородской филармонии звучала оригинальная китайская музыка. Впервые в России был исполнен этот концерт, история создания которого началась около шестидесяти лет назад, когда китайским композитором Шю Шин Хаем была написана кантата.

Желтая река китайского композитора Инь Чен Зонга оказалось двойной премьерой — белгородской и общероссийской»>Одна из частей кантаты настолько понравилась жене лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна госпоже Цын, что она в 70-х годах заказала четырём аранжировщикам переложить эту часть кантаты и сделать концертом для фортепиано с оркестром.

«Это потрясающий сплав, сочетание и взаимоотношение китайской и нашей советской и российской музыки: то вдруг удивительная восточная созерцательность, или образ китайской конницы, и вдруг потрясающий симфонизм, как у Рахманинова или Чайковского», — рассказывает ведущий фестиваля, российский актёр, мастер художественного слова Василий Мичков.

Характер сочинения, насыщенного восходящими патетическими музыкальными интонациями, светлыми мажорными аккордами, кварто-квинтовыми ходами, полнозвучными пассажами, светлым и радостным колоритом, казалось, в точности соответствовал упомянутой вначале истинной миссии музыки — очищение, излечение человеческой души, обретение прекрасного настроения.

Продолжительные аплодисменты свидетельствовали о том, что премьера концерта «Желтая река» прошла успешно. Публика желала продолжения и его получила — прозвучала пьеса из цикла собственного сочинения Тиана Джиана «Шанхайская мечта», которую за день до фестиваля услышали студенты и преподаватели БГИИК на мастер-классе пианиста.

Необыкновенно светлая, чистая, ангельски прекрасная музыка, проникнутая консонансными звучаниями, прозрачными мажоро-минорными аккордами, изящными трелями.

Во втором отделении программы на сцене властвовала скрипичная музыка в исполнении Александра и Альберта Марковых, русских скрипачей, несколько десятилетий живущих в США. С блистательным Александром Марковым, уникальным исполнителем виртуозного репертуара 19-го века, «живом Паганини», белгородцы познакомились на II Международном фестивале «Борислав Струлёв и друзья». На юбилейном BelgorodMusicFest’e музыкант блестяще исполнил первую часть Концерта для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона, «Цыганские напевы» Пабло Сарасате. В его звуке — трепетность и проникновенность, блеск и красота, которую все присутствующие, несомненно, ощутили.

Совместно со своим отцом, Альбертом Марковым, Александр Марков исполнил третью часть Концерта для двух скрипок ре минор И. С. Баха и прелестную «Наварру» П. Сарасате. Легендарный скрипач Альберт Марков, помимо ансамблевой игры с сыном, исполнил три вальса Ф. Крейслера.

Сюрпризом для публики было присутствие в зале ещё одного представителя семьи Марковых. «Её звали королевой, когда она выходила на сцену Большого театра Советского союза. Её звали королевой, когда она выходила на сцену Нью-Йоркской оперы», — так Василий Мичков представил супругу Альберта Маркова и маму Александра Маркова Марину. Втроём Марковы исполнили оригинальную транскрипцию «Пети и Волка» С. Прокофьева (Александр и Марина — скрипки, Альберт Марков — альт).

Кульминацией концерта стало звучание золотой скрипки Александра Маркова и бриллиантовой виолончели Борислава Струлёва — был исполнен праздничный номер «Эксперт» от Александра Маркова, посвящённый первому юбилею фестиваля.

«Нам 5 лет!» — скандировали все артисты, в том числе камерный хор филармонии, хор Белгородской митрополии и сводный детский хор (руководители — Наталья Мендрюх и Максим Сокол), музыканты оркестра, Александр Марков и Борислав Струлёв.

Впереди ночной концерт в Органном зале, мастер-классы артистов, концерт в Губкине и акция под землёй — на глубине 350 метров, второй и третий концерты фестиваля, масса новых сюрпризов, которые будут смелыми, яркими и блестящими!

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)
Дата публикации: 28.02.2016
www.afishka31.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору