
Вот уже и лето настойчиво вступает в свои права. И как же приятно укрыться от душного зноя в прохладных стенах родного, белгородского органного зала и с упоением внимать звукам музыки. Увы, внимать в последний раз… в этом сезоне конечно! Потому что вчера, 16 июня в филармонии состоялось закрытие пятого, юбилейного сезона в органном зале.С высоты прошедших лет невозможно не заметить, насколько качественно выросла и окрепла органная культура на Белгородской почве. Конечно, благодаря неустанным трудам органиста
Тимура Халиуллина. Разнообразные программы, постоянные премьеры и неожиданные музыкальные находки — вот такие традиции заведены на каждом его концерте. И заключительный концерт стал ещё одним тому подтверждением!
«В программе были интригующе заявлены сразу несколько концертных премьер. И, как выяснилось, на этой премьерной волне сложилась и драматургия концерта в целом», — драматичная, динамичная, грандиозная». Эту мысль подчеркнула и ведущая концерта, лектор-музыковед
Наталья Гирявенко.
После блестяще исполненного
Тимуром Халиуллиным Концерта № 2 И. С. Баха-Вивальди прозвучали, словно на одном нотном развороте, сразу три варианта католического песнопения Agnus Dei, принадлежащие трём же, совершенно разным по эпохе, стилю, мироощущению композиторам.
Во-первых, знакомая всем и каждому «Ария альта» из Мессы си минор И. С. Баха, в непривычном и, в то же время, очень гармоничном переложении для скрипки (
Наталия Бондарева), виолончели (
Олег Шейна), клавесина (
Тимур Халиуллин) и меццо-сопрано (
Оксана Никитина).
Во-вторых, романтическое прочтение произведения Agnus Dei Жоржа Бизе, которое исполнила солистка —
Галина Зольникова.И, наконец, в исполнении камерного хора Белгородской государственной филармонии под управлением
Елены Алексеевой и солистов,
Галины Зольниковой и
Оксаны Никитиной, прозвучали два фрагмента — Agnus Dei и Requiem Aeternam — из «Реквиема» Джузеппе Верди.

Музыку этого монументального полотна можно с уверенностью сравнить с «Реквиемом» божественного Моцарта. Благо представилась такая возможность: в том же составе были исполнены и три самые любимые во все мире части этого великого откровения австрийского композитора — Dies Irae, Confutatis и Lacrimosa. Объемно, не по-камерному мощно, прогремел хор, соединяясь под сводами зала с оркестровым звучанием органа — еще один удачный эксперимент
Тимура Халиуллина!
Сложно сказать, в какой именно момент в концерте наметилась четкая драматическая линия. Может, после трагически пафосной, необъятной органной Фантазии соль минор И. С. Баха? В любом случае, накал эмоций определенно ощутили все сидящие в зале после премьерной Сонаты для 4-х литавр и органа Энтони Дж. Сироуна в исполнении
Сергея Коваленко и
Тимура Халиуллина!

На что похожи девять минут сольного звучания литавр, вступивших в диалог с органом? Что хотел выразить композитор через этот гротескный первобытный мир звуков? Уверена, у всех причастных к этому музыкальному событию сложились свои оригинальные представления, которые дали в сумме долгие восторженные аплодисменты.
Их эхо еще парило где-то под стрельчатыми сводами зала, когда на сцене звучала уже новая долгожданная премьера — переложение для органа саундтрека к фильму Даррена Аронофски «Реквием по мечте». Сегодня этот хит британского композитора Клинта Мэнселла представлен во всевозможных интерпретациях для любых инструментальных составов. А теперь — и в органном 3D-звучании в пульсирующем сопровождении светового шоу! В этом свежем музыкальном прочтении ясно ощущалась вся хрупкость человеческой мечты в неумолимо сжимающейся руке судьбы.

Отдав дань неумолимому бегу времени в номере из сюиты «Время вперед» Георгия Свиридова, блестяще исполненном
Людмилой Петровой (фортепиано),
Тимуром Халиуллиным (орган) и
Сергеем Коваленко (ударные)…

…. мы вновь вернулись к теме рока.
На непрерывном крещендо прозвучал заключительный номер концерта — хор O Fortuna из оперы «Кармина Бурана» Карла Орфа в сопровождении органа и литавр. И хотя этот архаичный, грозный гимн всевластию судьбы и призван вносить суеверный трепет в сердца слушателей, они уходили приятно впечатленные и счастливые. Ведь новый концертный сезон в органном зале уже не за горами!

Автор:
Анастасия ХлюпинаФото:
Антон Черев