Величие оперы на «Шереметевских музыкальных ассамблеях»

Добавлено 26 ноября 2017 Marina Andreykina

Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

25 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии царствовала опера. Русскую и итальянскую музыку композиторов XIX столетия исполняли симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижера коллектива — заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и обладатель прекрасного баритона, лауреат международных конкурсов Василий Ладюк (Москва).

Жанру оперы в рамках фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» всегда уделялось особое внимание. Достаточно вспомнить имена оперных исполнителей, выступавших в разные годы на белгородской сцене: Ирина Долженко, Владимир Тихонов, Роман Муравицкий, Михаил Казаков, Александр Скварко, Павел Черных, Анатолий Зайченко, Вероника Джиоева, Владимир Целебровский.

Каждый из этих певцов, входящих в плеяду современных российских академических музыкантов, продолжателей славных традиций школы русского оперного пения, по-своему вошел в историю фестиваля и запечатлен в памяти слушателей.

В этом году этот список пополнило имя Василия Ладюка — обаятельного исполнителя, с успехом гастролирующего и покорившего ведущие оперные сцены мира. Ему аплодировали в Лондоне и Нью-Йорке, Милане и Венеции, Осло и Брюсселе, Санкт-Петербурге и Москве. В его творческом репертуаре более тридцати партий из лучших опер планеты. Полюбился исполнитель и публике «Шереметевских ассамблей» в Белгороде.

Первое знакомство белгородцев с Василием Ладюком состоялось в середине мая этого года, когда певец выступал вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова в рамках Фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», проходящего при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова.

Программа вечера «Величие оперы» 25 ноября была построена с учетом того, что русская и итальянская традиции оперного исполнения имеют много общего, особенно в отношении необыкновенного мелодизма и гармоничного сосуществования партии солиста и оркестра. Вместе с тем они уникальны и самобытны сами по себе.

Русская опера — едва ли не самое сложное явление в плане затрат исполнительской энергии, а также проявления общей музыкальности и сноровки. Оперы Чайковского, в частности, — это тонкие психологические и драматические повествования, воплощение которых подвластно в полной мере лишь маститым музыкантам и знатокам оперного искусства. Сам Пётр Ильич Чайковский, не менее любивший и почитавший жанр симфонии, говорил о том, что «опера едва ли всё-таки не самая богатая музыкальная форма».

Страницы лучших русских опер одна за другой перелистывались музыкантами в первом отделении вечера. Динамичные оркестровые увертюры и вступления к операм сменялись проникновенными ариозо и ариями.

Вслед за страстной увертюрой к опере Чайковского «Мазепа», с обилием в оркестре меди — тромбонов, труб, ударных, с соло английского рожка, гобоя и пением струнных, последовали чувственное ариозо Роберто из оперы Чайковского «Иоланта» и отчаянное ариозо Мазепы из оперы Чайковского «Мазепа».

Сильный и мужественный голос Василия Ладюка очаровывал слушателей с каждой новой фразой, с каждым новым проведением. Чрезвычайно мелодичная увертюра к опере Римского-Корсакова «Царская невеста» с заложенными в ней безграничными красотой и очарованием была продолжена арией Грязного из этой же оперы.

Драматически волнующее вступление к опере Чайковского «Пиковая дама» (с кликами тромбонов) сменила ария князя Елецкого, проникнутая любовью безмерной и искренней.

Во втором отделении концерта царствовала итальянская опера. Знаменитая увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник» с особенно выразительными соло гобоя и кларнета, не менее известная каватина Фигаро — выигрышный номер абсолютно на каждом празднике музыки. Светлое, элегичное интермеццо из 3-го действия оперы Пуччини «Манон Леско» с его шикарным мелодизмом, ария короля Альфонсо из оперы Доницетти «Фаворитка» с пронзительными пассажами флейты…

И, наконец, любимый Верди. Сразу три фрагмента из двух его оперных шедевров — вступление к 3-му действию оперы «Травиата» и ария Жермона из этой оперы, а также сцена смерти Родриго из оперы «Дон Карлос».

Однако закончить фестивальный вечер на трагическом образе последней сцены было бы неверно. Этого не допустили ни солист, ни оркестр, подарив не желающей покидать зал публике три бисовых исполнения. «Скажите, девушки» Р. Фальво, «Вернись в Сорренто» Э. Куртиса на итальянском и «Очи чёрные» Ф. Германа на русском языке стали финальным украшением программы.

VI фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», проходящий при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области, продолжит знакомить белгородцев с высокой классикой на завершающем фестиваль вечере — первого декабря слушателей ждет программа Государственного струнного квартета им. М. И. Глинки «Музыка и живопись».

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)

Дата публикации: 26.11.2017

https://afishka31.ru/news/culture/4234.html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору