Воскресенье с «Кощеем Бессмертным»

Добавлено 11 декабря 2017 Marina Andreykina

Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина, Андрей Андрейкин (труба)

10 декабря в Большом зале Белгородской государственной филармонии в рамках абонемента «Сказки с оркестром русских народных инструментов» для детей и родителей состоялась премьера! Обладатель гран-при международного конкурса оркестр русских народных инструментов под управлением главного дирижера заслуженного работника культуры Р Ф Евгения Алешникова исполнил пятичастную сюиту «Кощей Бессмертный» композитора Сергея Плеханова по мотивам русских сказок, народных легенд и преданий. В программе принял участие ансамбль танца Белгородской государственной филармонии, его руководитель Александр Манжола (в роли младшего брата Кощея Бессмертного), а также ведущая Ирина Точитская.

Особое внимание Белгородская филармония традиционно уделяет музыкальному просвещению юных слушателей. Оркестр русских народных инструментов по инициативе своего главного дирижера заслуженного работника культуры РФ, художественного руководителя филармонии Евгения Алешникова вплотную сотрудничает с современными композиторами, которые создают сочинения в разных стилях, в том числе специально для белгородского оркестра.

В ряды творческих партнеров ОРНИ филармонии вошел Сергей Плеханов — московский композитор, педагог, дирижер, баянист, заведующий народным отделом 2-го Московского областного музыкального училища имени С. С. Прокофьева (г. Пушкино Московской области), член Союза композиторов России, почетный работник среднего профессионального образования РФ. В багаже композитора самые разные произведения для солирующих народных инструментов — от «Барокко-сюиты» для балалайки и фортепиано до симфонической картины для народного оркестра «Тризна» и кантаты «Бесы» для оркестра и хора по стихотворению А. С. Пушкина.

Представленная впервые в Белгородской филармонии пятичастная сюита Сергея Плеханова «Кощей Бессмертный» произвела настоящий фурор на юных и взрослых слушателей абонемента! Музыкальный язык этого сочинения, написанного в 2006—2008 гг., остро современен, свеж и в то же время обращается к истокам традиций русской музыки с ее широтой и глубиной, распевностью и задушевностью. Это делает его понятным и привлекательным для гармоничного восприятия самыми разными меломанами.

Первая часть сюиты — «Царь-Кощей» — вводит в сказочный мир. На фоне тихой звучности оркестра выделялись соло кларнета (в сопровождении домр), гобоя, баяна (в сопровождении балалаек и домр). Спокойствие, широта, размеренность и вдруг… внезапный динамический контраст! Возгласы труб, ритмическая острота ударных, волшебство ксилофона и вибрафона. Это музыка, проникнутая таинственностью и в то же время изображающая огромную гнетущую силу!

Вторая часть — «Марья-царевна» — рисует музыкальный портрет грустной и печальной русской женщины, перемежая его с образом Кощея Бессмертного. Фортепиано, труба с сурдиной, разнообразие ударных, необычные стилевые приемы и звуковые сопряжения у всего оркестра, и внезапный островок чистого соль мажора в конце…

В «Пляске нежити» — третьей части сюиты — запечатлены отрицательные образы славянских сказок, колдовские «прыгалки-злюкалки» (Баба-Яга на метле, Кощей Бессмертный, Леший, Кикимора). Выступление артистов ансамбля танца филармонии под управлением Александра Манжолы позволило зрителям яснее представить музыкальный материал, в котором отразились резкие контрасты, неожиданные акценты, ритмическое и динамическое нагнетание, звуковые кластеры, многослойность партитурной ткани.

Четвертая часть — «Иван Царевич» — самая русская по стилю часть сюиты. Здесь отважный Иван Царевич борется со злом и спасает Марью-царевну, проникнув в замок с помощью шапки-невидимки. Струнные инструменты господствуют, музыка дышит атмосферой праздника, примечательны проведения флейты, звук колотушки. Могуществом и удалой силой русской проникнута эта часть.

Финальная часть — «Смерть Кощея» — это музыкальный итог сюиты. Иван Царевич ломает иглу и избавляется от Кощея Бессмертного. В полную силу звучали высокие и низкие струнные, деревянные духовые и ударные инструменты. Истина — стремление к добру, мудрости, свету — словно заключена в мягком соло трубы (Андрей Андрейкин), которое «прорезало» зал и оркестр. Музыка этой части магнетизировала своей наступательностью, гигантской звуковой силой… Загадочное послесловие струнных на piano, соло флейты, баяна, колоколов ксилофона — так разрушились колдовские чары Кощея Бессмертного.

Музыка сюиты XXI века пришлась по душе белгородцам вместе с ее идеей, пропагандирующей вечную правду и мир на планете.

Автор Сергей Плеханов лично присутствовал в концертном зале на премьерном в Белгороде исполнении своей музыки, приехал специально из Москвы.

Следующие концерты абонемента состоятся 4 февраля и 11 марта.

С нетерпением ждем новых встреч оркестра со слушателями!

Музыкальный обозреватель БГФ

Марина Андрейкина

Фото Антона Черева

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору