8 декабря в 19:00 ч. в Большом Зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента № 3 «Шедевры мировой музыки», посвящённый творчеству П. И. Чайковского. Прозвучали Симфония № 1 «Зимние грёзы» (g moll) в 4-х частях и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (G dur). В этот зимний вечер в рамках двух одноименных тональностей слушатели смогли испытать необыкновенно гамму чувств и эмоций, начиная от меланхоличной грусти и заканчивая безудержной радостью и светлой любовью ко всему живому.Открывала концерт Симфония № 1 «Зимние грёзы» в исполнении симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением дирижёра — заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.
Как отметила ведущая концерта заслуженный работник культуры Р Ф Людмила Сидорова, данная симфония, написанная в 1866 г. стала одним из самых ярких событий культурной жизни России того времени. И не случайно, ведь при всей её внешней простоте и незатейливости, музыка симфонии способна взволновать даже самое «чёрствое» сердце слушателя. И действительно, по словам одного из рецензентов симфонии, «это настоящая русская симфония, которую мог написать только истинно русский человек».
«Многострадальная» по словам самого композитора симфония воспринималась очень легко и естественно, благодаря слаженной работе оркестра и дирижёра.
У симфонии имеется определённая программа. Причём, на первый взгляд, она может показаться даже несколько банальной, но при прослушивании произведения в голове всё становится на свои места. Музыка симфонии не просто рисует картину природы. На этом фоне разворачиваются нешуточные переживания конкретной человеческой души. И если всё это услышать и осознать, то названия частей, да и всей симфонии рисуют уже не просто пейзаж природы, а целый внутренний мир человека. Ведь неслучайно П. И. Чайковского называли «психологом человеческой души».
Начиная с первых звуков симфонии, зал погрузился в атмосферу настоящей русской зимы. Не той зимы, которую мы сейчас наблюдаем на улицах города, а старинной морозной и снежной «Красавицы Зимы», о которой так любили писать русские поэты во главе с А. С. Пушкиным. Вместе с музыкой зрители словно на борзой тройке проходили сквозь снежную бурю и вьюгу, заметающую за ними следы. Именно такие ощущения удалось создать умелым оркестрантам и талантливому дирижеру.
Угрюмое настроение вступления второй части открыло новый мир для слушателей. Здесь уже не завывает вьюга, но зато затягивает свою прекрасную песнь ямщик. И слушатель уже внимает его душещипательной истории… И звучит настолько проникновенная мелодия, что в кульминации этой части даже природа стала вторить ямщику.
Третья часть симфонии рисует перед зрителем картину зимнего, возможно, лесного пейзажа. Здесь, как раз, всё спокойно по настроению. Только снежинки кружатся в своём прекрасном, задорном танце.
В последней части зритель возвращается в мир человеческих чувств, а конкретно, перед ним разворачивается картина праздничного гуляния. И ни что не смогло нарушить атмосферы праздника и радости в зале, даже настырно звонящий мобильный телефон в первых рядах…
Зрители настолько вдохновились прекрасной музыкой, что своими бурными аплодисментами даже не хотели отпускать дирижёра и оркестр со сцены, хотя впереди ещё было второе отделение.
Несмотря на гораздо меньшую популярность 2-го концерта в отличие от симфонии, вторая половина этого вечера должна запомниться слушателям надолго. В исполнении лауреата международных конкурсов, а также ХII международного конкурса им. П. И. Чайковского Алексея Набиулина (фортепиано, Москва) и симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина слушатели открыли для себя настолько необычную, интересную, сложную и прекрасную музыку, что было странно осознавать, что в своё время концерт практически не исполнялся и не был удостоен той ценности, которой обладал его предшественник — 1-й фортепианный концерт.
Концерт, посвящённый близкому другу П. И. Чайковского Н. Г. Рубинштейну весьма сложен и с технической, и с художественной стороны, но это, конечно, не стало помехой для исполнителей. Пианист, прекрасно владеющий техникой, смог буквально заворожить слушателя своей игрой. В его исполнении чувствовалась продуманность каждого звука, каждой интонации.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром состоит из 3-х частей, каждая из которых по-своему уникальна. Первая часть — не смотря на мажор, имеет очень взволнованный характер, даже драматический. Пианист хотя и солировал, но в игре хорошо прослушивалась оркестральность, тембровость звучания, что в принципе присуще фортепианным произведениям П. И. Чайковского.
Вторая часть концерта имеет свою особенность. Помимо солирующего фортепиано, здесь в страстный диалог вступают виолончель (Ирина Александрова) и скрипка (Наталья Онищенко). Музыка этой части пронизана теплотой, любовью и даже ностальгическими нотами досады, тоски, которые часто можно услышать в произведениях П. И. Чайковского.
Третья часть концерта создаёт новое настроение. Здесь пианист в слаженном ансамбле с оркестром и дирижёром пускается в сумасшедший, задорный, виртуозный пляс! На помпезных аккордах светлого соль мажора завершился концерт.
Зрители благодарили исполнителей бурными аплодисментами, а пианиста несколько раз вызывали на «бис». Алексей Набиулин исполнил для слушателей две пьесы из «Времён года» Чайковского («Ноябрь» и «Декабрь»). Но зрителям и этого было мало! Пианист всё-таки покинул сцену, но после концерта выяснилось, что, скорее всего, это его не последний визит в Белгород. Ему очень понравилась наша зажигательная, благодарная публика, поэтому он с радостью приедет к нам в следующий раз. Мы рады знакомству с таким талантливым человеком и надеемся услышать его в стенах нашей филармонии с его любимым композитором В. А. Моцартом.
Вот так закончился прекрасный зимний вечер в Белгородской государственной филармонии!
Владислава ВласоваФото Анастасии Бесединойbelgf.ru/