Вечера 11 и 12 ноября в Большом зале Белгородской филармонии были по-настоящему джазовые! В Белгороде впервые прошел джазовый фестиваль «Мировая классика в джазовых тонах». Художественный руководитель фестиваля — джазмен с огромным опытом и энтузиазмом, пианист, композитор, дирижер, народный артист Р Ф Анатолий Ошерович Кролл.Могли ли представить выдающиеся русские композиторы прошлого Модест Мусоргский, Александр Скрябин или Сергей Рахманинов, что их сочинения станут настолько популярными, что будут звучать в джазовых обработках? Могли ли мастера таких академических инструментов как арфа, валторна или виолончель несколько веков назад представить, что эти инструменты будут играть музыку в стиле джаз вместе с бас-гитарой, ударной установкой, саксофонами, контрабасом? В XXI веке всё становится возможным.
Фестиваль «Мировая классика в джазовых тонах», который родился в Белгороде в эти выходные, получит продолжение в Москве: 18 и 19 ноября биг-бэнды и белгородский симфонический оркестр выступят в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки.
Это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мире. Концерты фестиваля подарили возможность слушателям познакомиться с разными направлениями джазовой музыки — аранжировками русской классической музыки, шедеврами старого и нового джаза, импровизациями. На сцене Белгородской филармонии творили знаковые представители российского джазового искусства во главе с Анатолием Кроллом.
Зрители услышали выступления как самого Анатолия Ошеровича, так и его коллег — легенды Санкт-Петербургского джаза, композитора, импровизатора, аранжировщика, заслуженного деятеля искусств Р Ф Анатолия Кальварского (фортепиано), неповторимого музыканта, народного артиста России Давида Голощёкина (мультиинструменталист), молодого джазового исполнителя лауреата международных конкурсов Тимура Некрасова (саксофон). Симфоническим оркестром филармонии управлял заслуженный деятель искусств РФ, композитор Игорь Кантюков.
11 ноября в программе
«Коррида биг-бэндов» в бескомпромиссном музыкальном поединке «сразились» два ведущих джазовых коллектива страны — «Академик-бэнд» Российской академии музыки имени Гнесиных под управлением Анатолия Кролла из Москвы и биг-бэнд No Comment Белгородской филармонии под управлением Владимира Уварова. Конечно, победил джаз!
В первом отделении московские гости представили публике музыкальную панораму фестиваля, обрисовав, что следует понимать под фразой «Мировая классика в джазовых тонах». Слушателям была представлена классика русской музыки в джазовом оформлении: «Прогулка», «Старый замок», «Богатырские ворота», «Баба-Яга» из сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки» (джазовая обработка Юрия Маркина), «Баллада» на тему А. Скрябина, «Парафраз» на темы С. Рахманинова.
Молодой состав бэнда вдохнул энергию в музыку. Практически каждый музыкант коллектива продемонстрировал себя в качестве солиста. Саксофоны, тромбоны, трубы, ударная установка, бас-гитара, контрабас, фортепиано… Волшебное звучание подкреплялось эффектным «танцем» инструментов, в особенности тромбонов, в котором в ритм и такт музыке исполнители умело маневрировали своими инструментами.
«Для артиста на сцене очень важно почувствовать взаимность» — отметил Анатолий Кролл в перерыве между исполнением музыки. Восприятие белгородцами джазовых сочинений было теплым, и музыканты на сцене это, безусловно, почувствовали. Классика старого джаза во втором отделении подарила слушателям «Сент-Луи Блюз», «Rockin' in Rhythm» (Д. Эллингтона), импровизации на тему оперы Дж. Верди «Трубадур» (с феерическими соло двух саксофонов и ударной установки).
Инструментальный джаз дополнил вокал. Композиция «Танцующие горы» прозвучала в исполнении очаровательной Ольги Синяевой, «певицы с добрым именем» (А. Кролл), преподавателя кафедры эстрадного пения РАМ им. Гнесиных. Еще одна находка дирижера — артист «Академик-бэнда» (трубач) с тембром голоса Нэт Кинг Коула Павел Иванов, исполнивший знаменитые «Unforgettable» и «Over the rainbow» (Г. Арлена).
Любимый публикой биг-бэнд No comment Белгородской филармонии под управлением Владимира Уварова и Игоря Овчарова продолжил джазовый вечер. «Jazz start» Б. Харриса, «Chinatown» в аранжировке К. Эдельхакера, «Little Minor Booze» С. Кэнтона, «One o’clock jump» К. Бэйси, «Sing-sang-sung» Г. Гудвина позволили услышать звучание каждой группы оркестра, всего бэнда, а также его солистов, среди которых Стас Чекусов (труба), Роман Григорян (саксофон) и др.
Украшением второй половины вечера стало выступление солисток бэнда Арины Гюнтер и Алины Романович. Ими были исполнены композиции «Влюбленные глаза», «I love being here with you», «Sweet Georgia Brown», «I am gonna live till I die».
В воскресенье, 12 ноября, фестиваль продолжила программа
«Шедевры симфоджаза». Симфоническим оркестром Белгородской филармонии впервые управлял дирижер и композитор Игорь Кантюков.
Жанр симфоджаза, приобретающий всё больше поклонников, вскоре отметит свое столетие (с тех пор как в 1920 году американский дирижер Пол Уайтмен ввел в лексикон термин «симфоджаз»). Обращение к этому музыкальному направлению «требует очень высокого интеллекта, высокой образованности, надо владеть и классической музыкой, умением обращаться с симфоническим оркестром, надо владеть джазовой музыкой, чтобы породнить, сплотить эти жанры», —
отметил однажды Анатолий Кролл.
Один из самых плодовитых российских композиторов, работающих в жанре симфоджаза, — Анатолий Кальварский — впервые выступил в Белгородской филармонии. Здесь с этим жанром слушатели знакомы, помнят многократные исполнения «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина, «Джаз-рококо вариаций» А. Розенблата, симфоджаз братьев Ивановых на фестивале BelgorodMusicFest «Борислав Струлев и друзья» и пр.
Приятно, что все главные гости — и композитор-пианист, и продюсер фестиваля, и дирижер — тепло отзывались со сцены о филармонии, руководстве и самом «замечательном, уютном, Богом хранимом городе» (А. Кальварский).
Слияние симфонического и джазового звучания воплотилось посредством сотворчества огромного коллектива музыкантов — симфонического оркестра, приправленного исполнителями биг-бэнда No Comment, фортепианными импровизациями Анатолия Кальварского. На одной сцене соседствовали и скрипки-альты-виолончели-контрабасы, и бас-гитара-ударная установка-фортепиано с основательно расширенной группой других ударных, арфа и валторны, деревянные духовые и медные инструменты с саксофонами…
Репертуар программы составили авторские сочинения Анатолия Кальварского, а также джазовые композиции в его эксклюзивных аранжировках. «Лунная серенада» Г. Миллера, «Tuxedo junction» Э. Хокинса, «Fascination» Ф. Маргетти. В этой музыке нежное и ласковое звучание струнных переплеталось с задорными возгласами медных и ритмической стабильностью ударных.
Слушатели фестиваля в Белгороде стали свидетелями сразу четырех премьер — впервые были исполнены трогательный «Ноктюрн» А. Кальварского (солистка — Ольга Синяева), «Кролл-Блюз» А. Кальварского (солист — А. Кролл), Парафраз на тему Луиса Бонфа в аранжировке А. Кальварского (солист — Тимур Некрасов) и «Денди» А. Кальварского (солист — Давид Голощекин).
Тело встреченные публикой на первом дне фестиваля солисты Ольга Синяева и Павел Иванов выступили и во второй вечер (прозвучали композиции «Взгляни на меня сейчас» Джо Бушкика и «When I fall in love» В. Янга). В «Жимолости» — цветущей музыке, брызжущей жизнерадостностью и оптимизмом, с пикантным аккордом в конце, — солировал Анатолий Кальварский. Это было единение инструментов, где слились воздушная лирика и сладкая нега. Звучание отсылало к саундтреку из кинофильма «Завтрак у Тиффани».
Изумительный тембр саксофона Тимура Некрасова звучал на фоне прозрачного сопровождения в композициях «Мост Челси» Б. Стройхорна и заводной «Текиле» Ч. Рио. Давид Голощекин — мультиинструменталист и основатель единственной в России Государственной филармонии джаза (Санкт-Петербург) удивил белгородцев своей игрой на вибрафоне, флюгельгорне и электроскрипке.
Двухдневный праздник джаза в Белгороде удался, подарив всем море эмоций и прекрасного настроения!
«Афиша и новости культурного Белгорода«Музыкальный обозреватель БГФ Марина АндрейкинаФото: Даниил Добродомов