Юбилей Ансамбля Дмитрия Покровского

Добавлено 27 мая 2023 mishmar

Ансамбль Дмитрия Покровского

В середине февраля 2023 г. в Малом Зале Московской консерватории прошло событие, которое должно было бы стать выдающимся на общем фоне культурной жизни не только столицы, но и всей страны. Своё пятидесятилетие отмечал легендарный Ансамбль Дмитрия Покровского. Сегодня это имя, к сожалению, мало что говорит зрителю, особенно молодому. А вот сорок-пятьдесят лет назад на концерты этого коллектива, который полностью изменил отношение тогдашнего общества к фольклору, было невозможно попасть. Популярность Ансамбля и его харизматичного лидера и основателя в то время можно сравнить с популярностью нынешних рок-и поп-звёзд. На концертах «покровцев» яблоку негде было упасть, фанаты ездили за ними по гастролям, нередко публика просто штурмовала концертные залы, и администрации приходилось прорвавшихся «лишних» зрителей рассаживать прямо на сцене рядом с певцами, а после концерта воодушевлённые слушатели ещё долго сами продолжали петь уже на улице те песни, которые с восторгом подпевали артистам в зале… Представить себе такой ажиотаж в отношении коллектива, поющего русские народные песни сейчас достаточно трудно. Сегодня никого не удивить ни фольклорными экспедициями, ни многочисленными этнографическими ансамблями, ни клубными этно-программами, ни различного рода популяризаторами народного музыкального искусства. А ведь всего этого интереса к фольклору и признания его «достойным» серьёзных академических сцен могло бы и не быть, если бы в 1973 году Дмитрий Покровский не решил создать в Москве экспериментальный ансамбль-лабораторию народной музыки. Профессиональный музыкант, готовящийся стать симфоническим дирижёром, поклонник авангардной музыки, он был раз и навсегда сражён непривычным звучанием песен, услышанных в глухой северной деревне. По его словам, в этот момент он осознал, что не сможет жить, не поняв природу этого удивительного звука. Эксперимент был столь же дерзким и амбициозным, сколь и необычным для молодых горожан: попытаться проникнуть в самую суть народной музыки, научившись у деревенских исполнителей их музыкальному языку, их интонации, ладам, диалектным особенностям, артикуляции, пластике, энергетике и принципам взаимоотношений и общения внутри малой группы во время пения. Такого до Покровского и его единомышленников ещё никто не пытался сделать. Результаты экспедиций и занятий, естественно, потребовали выплеска наружу. Уже первые опыты выступлений на публике показали, что родилось нечто абсолютно новое на профессиональной сцене. Покровский создал модель коллектива, которая мгновенно стала образцом для подражания, а звучание его Ансамбля стало отправной точкой и эталоном сценического воплощения фольклора. Ансамбль Покровского тогда, практически, во всём стал первым: в 70-е годы-флагманом молодёжного фольклорного движения, в 80-е — родоначальником русской волны в мировой музыке и течения этно в нашей стране, в начале 90-х — первопроходцем в интерпретации классических сочинений с помощью техник народного исполнительства. Достаточно вспомнить о многочисленных фольклорных и этнографических коллективах, которые стали следом появляться в нашей стране и за рубежом весте с всплеском искреннего интереса к традиционной музыке; о соединении фольклора с джазом и электроникой в совместных экспериментах и проектах Ансамбля Покровского с Алексеем Козловым, Владимиром Резицким, Эдуардом Артемьевым, Полом Уинтером, Питером Гэбриелом; о революционной версии «Свадебки» Игоря Стравинского, о многочисленных театральных и кинематографических союзах с Юрием Любимовым, Львом Додиным, Камой Гинкасом, Никитой Михалковым, Михаилом Швейцером и многими, многими другими выдающимися исполнителями, артистами и художниками.

Казалось, что после трагического ухода из жизни Дмитрия Покровского в 1996 г Ансамбль стал только частью прекрасного прошлого. Но, несмотря ни на что, идеи и главное дело его создателя, единственная в своём роде исполнительская школа и сам коллектив — живы. Ансамбль Дмитрия Покровского-вопреки всему- не только сумел сохраниться и выжить в очень непростое время, но и успешно продолжить и развить все творческие направления, когда-то намеченные самим Покровским, уже на другом этапе, беря все новые и новые высоты в своем мастерстве. Его ученики действенно хранят память о своем учителе. Коллектив артистов Ансамбля и сейчас — это сплочённый круг единомышленников, преданных своему делу, убежденных в том, что настоящий фольклор-это высокое и современное искусство, которому надо учить и которому надо учиться. Ансамбль Покровского и спустя годы сохраняет те принципы, дух и знания, которые всегда отличали коллектив. Это один из редчайших примеров такого рода преемственности. Связывая историческое прошлое с настоящим, Ансамбль Покровского в своём искусстве не приспосабливает народную музыку под современные реалии. Он стремится выявить естественную преемственность и взаимосвязь всей русской музыки в целом, продолжая творческое сотрудничество с самыми значительными музыкантами, дирижёрами, режиссерами и исполнителями нашего времени. Превосходным подтверждением этому и стал первый из серии юбилейных концертов Ансамбля в Московской консерватории с программным названием «От фольклора до авангарда». Коллектив в очередной раз продемонстрировал своё неповторимое мастерство в обращении с разнообразнейшим репертуаром. В первом отделении концерта звучала традиционная музыка разных областей России. Это были подлинные шедевры народного песенного искусства из многочисленных программ Ансамбля. Но, если эта сторона творчества коллектива была ожидаема, то второе отделение концерта поразило слушателей своим диапазоном жанров авторской музыки. Ансамбль Дмитрия Покровского очередной раз удивил, показав, насколько профессиональным и разнообразным может быть этот уникальный коллектив. Похоже, что артистам Ансамбля подвластна любая музыка- благодаря той единственной в своем роде, сразу узнаваемой исполнительской школе, созданной в Ансамбле. Прозвучали сочинения Владимира Мартынова, Ираиды Юсуповой, Владимира Николаева, созданные специально для Ансамбля Покровского в разные годы, и композиции из музыки Эдисона Денисова и Альфреда Шнитке к театральным спектаклям Юрия Любимова. А заключал концерт фрагмент «Свадебки» Игоря Стравинского — знакового произведения для коллектива, в конце которого зал наполнил голос самого Дмитрия Покровского в записи.

Это стало символической данью памяти артистов своему учителю.

Несмотря на то, что концерт длился три часа, публика долго не отпускала артистов, стоя аплодируя их искусству. Ансамбль по-прежнему не имеет себе равных в современном музыкальном пространстве. Он молод и полон творческих сил.

К счастью, выступление в Московской консерватории только открыло череду юбилейных концертов Ансамбля Покровского.

Совсем скоро, 31 мая программа «От фольклора до авангарда» будет представлена на сцене Московского Дома Композиторов. Выбор зала в этот раз тоже не случаен: ведь именно при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР полвека назад возник Ансамбль Дмитрия Покровского.

Любовь Карташова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору