Звездный альянс в усадьбе Рукавишниковых

Добавлено 03 сентября 2017 i.lezhneva

Ирина Лежнёва (скрипка), Нижегородская филармония, Никита Борисоглебский (скрипка), Даниил Гришин (альт, дирижер), Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Большой зал музея «Усадьба Рукавишниковых»

18 июня в музее-усадьбе Рукавишниковых состоялся концерт- закрытие сезона нижегородского камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Известный российский коллектив выступил в творческом содружестве с яркими представителями современного исполнительства: Даниилом Гришиным и Никитой Борисоглебским.

Завершение концертного сезона, как и его начало — важный этап в биографии творческого коллектива. Это и подведение итогов, и переход на новый уровень мастерства, и основа, на которой прорастут будущие идеи. В этом смысле альянс «Солистов Нижнего Новгорода», Даниила Гришина и Никиты Борисоглебского стал знаковым событием.

Имея давние дружеские контакты, и совместный опыт выступлений на различных концертных площадках, как в России, так и за рубежом, на нижегородской земле музыканты выступили вместе впервые. При том, что Даниил Гришин, будучи известен, как альтист, проявил себя в дирижерском амплуа.

Сделав первые шаги в качестве дирижера в годы работы в оркестре Кremerata Baltika, со временем, новый вид творчества стал для Д. Гришина важной формой самовыражения. Это заметно в детализированном подходе музыканта к выявлению разницы тембров звучания, динамике, артикуляции и характеру штриха в каждой оркестровой группе, а также — их взаимодействию между собой. В этом смысле, показательна трактовка популярнейшего Дивертисмента В. Моцарта D-dur.

В искрометной виртуозной первой части Д. Гришин стремится придать праздничный характер остинатному аккомпанементу. В противовес часто встречающейся при исполнении этой музыки статичной «пульсации», он отдает важную роль импульсу движения. При этом, смычковые «атаки» приобретают мягкую форму, рельефней выявляется баланс голосов. Подробная динамика и внятная артикуляция довершают ясный оркестровый стиль.

Тот же стиль отразился в одном из завершающих эпизодов «Вариаций на тему Чайковского» ор. 35. А. Аренского. Взлетающие пассажи струнных напомнили праздничные фейерверки, традиционные для дворцовых приемов эпохи Екатерины II. Поражает спонтанность, динамичность и легкость звучания, «рисующая» в музыке картину праздника.

Интимный тон у струнных был создан в речитативах темы и финальной вариации, исполняемых portato. Благодаря ансамблевой слаженности, единому дыханию смычков, чистому звучанию нюанса piano, в музыке прослушивалась молитвенная речь. В виртуозно исполненном флажолетном эпизоде в финале сочинения, подобном ангельскому пению, был продемонстрирован идеальный ансамбль.

Креативность — одна из характерных черт Д. Гришина. Доверяя собственному внутреннему чутью, музыкант отвергает академичность в творческом процессе. Важной его составляющей он считает увлеченность исполняемым произведением, искренность и взаимопонимание между партнерами. Этому во многом способствует его давнее знакомство, и почти родственное общение с музыкантами оркестра «Солисты Нижнего Новгорода».

Если Даниил Гришин регулярно навещает родной город, то Никиту Борисоглебского нельзя назвать частым гостем в Нижнем Новгороде. Однако, каждое его выступление сохраняет о себе долгую память. Незабываемые впечатления оставили его камерные программы с пианистами Вадимом Холоденко и Георгием Чаидзе, а также, сольные концерты с симфоническим оркестром Нижегородской филармонии.

На закрытии сезона «Солистов Нижнего Новгорода» Н. Борисоглебский представил стилистически контрастную программу: Пятый, ля мажорный концерт В. Моцарта и Второй — А. Чайковского. Отмечая интеллектуальность и эмоциональную выразительность искусства Н. Борисоглебского, меломаны и знатоки скрипичной музыки заранее предвкушали наслаждение, и тем не менее были поражены — его выступление в Усадьбе Рукавишниковых превзошло все ожидания.

В сотворчестве с оркестром Н. Борисоглебский создал филигранный моцартовский стиль в современном преломлении: скрипач исполнил в каждой части нетрадиционные каденции, одна из которых (к первой из них) была его собственного сочинения. В неожиданных гармониях и кардинальных изменениях характера привычных тем Пятого концерта выявились индивидуальные черты Н. Борисоглебского как композитора — свободная импровизационность и чувство юмора.

Если традиционные интерпретации первой части зачастую изобилуют бравурностью и быстрыми темпами, лишая музыку Моцарта интонационной выразительности, то версия Н. Борисоглебского, напротив, подчеркивает бережное отношение к темпам и стилю в целом. Как неоднократно подчеркивал сам скрипач, — годы обучения в Колледже им. Королевы Елизаветы под руководством О. Дюме, и в Академии музыки в Кронберге у А. Чумаченко, открыли для него новые возможности к освоению европейской исполнительской традиции.

Помимо выучки и багажа знаний, в игре скрипача слышна естественная музыкальность, основанная на индивидуальных ощущениях. Примечательно в этом смысле сочетание певучести, традиционной для отечественной скрипичной школы, и сохранения графики интонационных линий во второй части концерта.

Интерпретации музыки XX и XXI века — одно из ярких достоинств скрипача. Из сравнительно недавних заметных событий можно отметить исполнения Концерта для скрипки и альта К. Пендерецкого, Третьего скрипичного концерта Д. Кривицкого, премьерных сочинений Р. Щедрина, А. Чайковского, К. Бодрова и многих других. Здесь Н. Борисоглебский имеет особое стилистическое чутье, и внутреннее ощущение музыканта-современника, обладающего возможностью максимально воплотить в жизнь композиторский замысел. Это подтвердилось и во Втором концерте А. Чайковского, исполненном «под занавес».

Остро-динамичное токкатное движение первой части и стонущие интонации непрерывно развертывающейся партии скрипки, в исполнении Н. Борисоглебского сочетают одновременно напряжение и безысходность. Лишь в кульминации пронзительными длиннотами далеких скрипичных регистров прорывается отчаянная решимость.

Эмоционально насыщенно интерпретирует скрипач исповедальную вторую часть. Сыгранная «вполголоса», она демонстрирует целую палитру оттенков piano, а также, текучую изменчивость характера: от тихого шепота, до отчаянной мольбы, подобная скорбному Аdagio С. Барбера из струнного квартета ор.11 № 1.

Виртуозная и динамичная третья часть в интерпретации скрипача была преисполнена гнева. Наиболее выразительно прозвучал «разудалый» мрачноватый эпизод на основе танцевальных ритмов, c синкопированной ритмической пульсацией, по смысловой нагрузке близкий dance macabre. В связи с этим вспомнилось известная фраза из романа М. Булгакова: «Маэстро, урежьте марш!», поскольку оркестр, воодушевленный экстатическими импульсами солиста и дирижера, «марш», действительно «урезал».

Успешный творческий опыт «Солистов Нижнего Новгорода» в альянсе с Даниилом Гришиным и Никитой Борисоглебским позволяет в будущем надеяться и на другие, не менее увлекательные музыкальные программы. Публика готова воспринимать в их интерпретации музыку любой концептуальной сложности, поскольку именно в исполнении мастеров и раскрывается ее необычайная красота.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору