Трио имени Хачатуряна. Муром . Филармония. 20 марта 2021

Добавлено 23 марта 2021 елена

Трио имени Хачатуряна, Большой зал Московской консерватории, Муромская «Филармония»

Скоро месяц как красавица Армине не была дома. Армине Григорян прекрасная пианистка, профессор Ереванской консерватории имени Комитаса, директор Дома-музея А. И. Хачатуряна в Ереване. Сейчас, после тишины длиною в год, у неё и её друзей концертный тур. Европа, дальние страны закрыты. Нынешний тур по России. Урал, города центральной России, Москва. Заглянули в Муром. Не смогли отказаться от фантастических предложений нашей Филармонии) Да, такого не предлагает никто! Один наш «карнегихолл» чего стоит. Вдали от центра, зал в музыкальной школе, на сто мест, без чудес акустики, с отсутствующей звукоизоляцией и аэрацией, проблемными роялями. Если бы рядом был Николай Григорьевич Лаврентьев, в прошлом руководитель крупного оборонного завода в нашем городе, была бы у школы музыкальной другая жизнь. Во всех отношениях. А у города, несомненно, был бы достойный камерный концертный зал. Если бы рядом был Лев Семёнович Лазарев, совсем недавно директор крупного, успешного оборонного предприятия Мурома, совсем другая жизнь была бы у Филармонии, а значит, и прежде всего, у Музыкантов, которые оказывают честь небольшому провинциальному городу, играют у нас Великую Музыку. Да, кадры решают всё! Или не решают… Это кому как повезёт. С кадрами…

Трио имени Хачатуряна. Прекрасный коллектив, где каждый солист и высокий профессионал. Чувство ансамбля, общего прочтения, единой, но многогранной задачи — всё решено на самом высоком уровне. Очень интересная программа. Сложнейшая для исполнителя, полная красот, и удовольствия для слушателей. Бетховен в первом отделение. Фортепианное трио Ми-бемоль мажор ор.70 № 2. То, что в четырёх частях и, к удивлению, без медленной части. О нём мало пишут и редко играют. Немой вопрос — почему? Конечно, очень трудное для каждого, и очень трудное для союза, для совместного исполнения. Но когда и кого такие трудности останавливали? Невероятной красоты музыка! Каждое повторение, которых в этом Трио немало, слушалось как возможность продлить счастливое путешествие в мир Высокой Красоты, остаться в плену счастья. 70-ый опус Бетховена — это два фортепианных трио. Они были написаны во время пребывания композитора в имении графини Мари фон Эрдёди, и оба посвящены ей за ее гостеприимство. Опубликованы в 1809 году. А впервые прозвучали в декабре 1808 года в доме той самой Марии. Партию фортепиано исполнял сам Бетховен. Вряд ли кто ещё мог бы отважиться это сделать в то время.

Второе отделение начали исполнением сочинения модного современного композитора-математика. Вы уже догадались, в последнее время мы всё чаще слышим это имя. Да, это Алексей Шор. Американско-мальтийский композитор, композитор-резидент Мальтийской Филармонической Академии и Армянского государственного симфонического оркестра. Слушали его Фортепианное трио в трёх частях. Теперь и наш зал может появиться в перечне тех, где звучала его музыка) А это Wiener Musikverein (Вена), Berlin Philharmonie, Carnegie Hall (Нью-Йорк), Kennedy Center (Вашингтон), Большой зал Московской консерватории, Мариинский театр, Государственный Кремлевский Дворец, The Concertgebouw (Амстердам), Gasteig (Мюнхен), Wigmore Hall (Лондон), Teatro Argentina (Рим) и других.

Потом настало время Дворжака. Камерно-инструментальной музыки написано им много — квартеты, трио, квинтеты… Всего тридцать одно сочинение. Среди этого богатства фортепианные трио. Мы слушали четвёртое, знаменитые «Думки». По форме это скорее сюита в шести частях. Исследователи славянского фольклора писали — «думка — печальная, медленная лирическая песня с протяжной мелодией». У Антонина Дворжака в его «Думках» много печали, лирики, протяжных медленных мелодий, но рядом с ними прекрасные яркие танцевальные, восторженные, эпические эпизоды. Сам композитор много раз участвовал в исполнение своего знаменитого сочинения. Ещё раз повторюсь, очень непростого для музыкантов. И невероятно красивых и притягательных для слушателей.

Удивительными были «бисы». Звучали миниатюры армянских композиторов. Мы весь концерт слушали, боясь пошевелиться, чтобы не пропустить, не помешать… А тут, мне кажется, просто перестали дышать. И музыка, и особенное исполнение — так могут чувствовать, слышать, интонировать только они, те, что «одной крови». Что-то совершенно неуловимое, как аромат цветущих садов, как тёплый ветер, мягкий закат. Понятно, что аплодировали мы стоя, долго и не жалея ладоней.

Удивительно, но в этот день мы встречали только очень хороших людей. Таксисты были — хоть сейчас вручай первую премию за предупредительность, вежливость, благородство. Особая благодарность Андрею Полковникову, мастеру красоты и стиля. Подобное притягивает подобное.

После концерта самый задаваемый вопрос: «Сколько ему лет?» Открою секрет. Партию виолончели исполнял в этом туре Артём Иоанисян. Карен Кочарян пока не может приехать из Китая, и на выручку ансамблю пришёл Артём. Со своей ролью справился блестяще. Блестяще! Всё слышал, всё чувствовал, всё играл. Так достойно, что Карэн Кочарян может быть спокойным — Трио имени Хачатуряна звучит прекрасно, хотя и ждёт его возвращения. Так сколько же лет Артёму? Семнадцать… В этом году он заканчивает Ереванскую спецшколу. Восхищаюсь его мастерством, музыкальностью, профессионализмом и желаю самых блестящих успехов!

Как и обещали на полях Fb вручили приз. Кому? Тому, кто правильно ответил — чем отличаются две фотографии Трио. 2016 и 2021 года. Предположения были разные. Верное одно. Его автор Елена Шешенина, настоящий любитель настоящей Музыки. Она и получила приз — чудесный диск с записями наших гостей. Вручил его Карэн Шахгалдян.

Наше знакомство с Трио началось со встречи с Карэном. Он приехал в Муром с сольной программой. Это было в феврале 2015-го. К тому времени Карэн с отличием закончил Московскую консерваторию в классе профессора В. В. Третьякова и аспирантуру в классе М. С. Глезаровой. Стал лауреатом международного конкурса имени П. Сарасате в Испании. Тогда в программе муромского концерта звучали сочинения Ф. Крейслера и Г. Венявского. Вместе с пианисткой Екатериной Леденёвой талантливо, артистично, виртуозно — так, как того требовала музыка, исполнили они свою сложнейшую программу. Надо ли говорить, что такое запоминается на всю жизнь? Вот после той первой памятной встречи всё время надеюсь, что удастся увидеться вновь. Наши гости — Трио имени Хачатуряна — выступали с концертами в России, Италии, Арабских Эмиратах, Германии, Литве, Ливане, Кипре, США, у себя на родине в Армении. И всё-таки очень надеюсь услышать их и в Муроме. Так хочется быть счастливой!

Фотографии Владимира Гурина

Муром Филармония XXVI сезон

20 марта 2021

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору