Варвара Непомнящая. 31 марта 2021. Муром Филармония

Добавлено 02 апреля 2021 елена

Муромская «Филармония», Михаил Плетнёв (дирижер, фортепиано), Варвара Непомнящая (фортепиано)

Поздний вечер. Муром. Железнодорожный вокзал. Чисто, прохладно, ветрено. Минута в минуту приходит московский поезд. Долгожданная встреча. Не виделись больше года! Да и это свидание — настоящее чудо, везение, стечение всех возможных самых лучших обстоятельств. Пришлось, правда, внести изменения в наши замечательные планы. И мастер-классы, и концерт пришлось провести в один день. Очень это трудно. Очень. Но — или так, или… Сами понимаете. Мои ученики — Илья и Аня — очень довольны занятиями, воодушевлены. Обещали всё запомнить и непременно выполнить. А работа была проведена большая. Сначала Варвара Непомнящая — вы поняли, конечно, что речь о ней! — слушала, не перебивая, не останавливая, ученическое исполнение. Потом начиналась детальная работа. Что главное, что на втором плане, как справиться с трудностями. Быстро, точечно — как хирург — определяла причину неудачи и тут же находила «лекарство» или радикальный метод помощи. Подсказывала лучшее решение, предлагала новый взгляд на вроде бы устоявшуюся концепцию исполнения. Что и говорить, бесценная помощь! Потом настала очередь взрослого камерного ансамбля. Теперь мы с Рустамом Фаритовичем в прямом смысле слова почувствовали себя учениками. Сразу признаюсь — это очень приятно, но страшно ответственно. Как не волноваться, если тебя слушает такой Мастер! Сыграли. Думала, что сейчас, глядя в ноты нам всё расскажут — это так, а здесь не очень. Эх, не тут -то было. Играли ещё раз, теперь уже с остановками (ох, сколько же их было…), замечаниями, вопросами, комментариями. С этой минуты моя голова работала в двух режимах. Привычном — всё, что касалось организации концерта, и втором — запомнить то, что услышала во время занятия. Понять — запомнить — сделать. Как хочется, чтобы получилось! Спасибо тебе, дорогая Варя, за талант, мастерство, терпение и великодушие. Мы постараемся!

Времени на отдых — считанные минуты. Репетиция в зале. Начинают приходить первые слушатели. Концерт начинается. Программа, как всегда у Вари, выверенная, ничего случайного. Как всегда, трудная и для исполнителя, и для нас, слушателей. На этот раз Шуман и Чайковский.

Новелетта ор.21 № 1 Роберта Шумана открыла концерт. Пьеса прозвучала, как большой эпиграф к шумановской части программы. Теперь Соната для фортепиано № 3, тот самый «Концерт без оркестра». Сложное, с хитросплетениями, масштабное сочинение Шумана. Как считает Варя, незаслуженно обделённое вниманием критиков и музыковедов.

«Третья соната отличается редкой мелодической красотой, по существу, она цикл свободных вариаций на одну тему, сочиненную Кларой Вик». (В. Конен)

Все три фортепианные сонаты Шумана так или иначе тесно связаны с его отношениями с Кларой Вик. Отсюда их накалённая эмоциональность, страстность, порывистость, столь свойственная музыке Шумана, «странные причуды», о которых писал сам композитор.

Сложный мир Шумана во всей полноте слышен в его гениальной музыке. «Романтическая необычность музыкальных образов и композиций, страстность, которую Шуман вносил во всю свою деятельность, тревожила сонный покой немецких филистеров. Не случайно творчество Шумана замалчивалось прессой и долго не находило признания на его родине. Жизненный путь Шумана складывался сложно. С самого начала борьба за право стать музыкантом определила напряженную и подчас нервную атмосферу его жизни. Крушение мечтаний сменялось порой внезапным осуществлением надежд, минуты острой радости — глубокой подавленностью. Все это и запечатлелось в трепетных страницах шумановской музыки». Так писала музыковед Вера Галацкая.

Сам Ференц Лист с большой осторожностью включал сочинения композитора в свои программы. Даже сегодня играть Шумана в концертах, на конкурсах выбор смелый и чрезвычайно трудный. С уважением и восхищением отношусь к выбору нашей гостьи, Варвары Непомнящей.

Второе отделение отдано музыке Чайковского. Оригинальные сочинения, пьесы из разных опусов, популярные и не очень, что лукавить, были приятны нашему слуху. Словно из дальних заграниц вернулись к берегам родной отчизны. Мягкость, задушевность, теплота мелодий; широкий круг образов — от мечтательных грёз до весёлой игривости — чудесная музыка и безукоризненное исполнение. Всегда предельно точное, верное задумке автора и неизменно в своём, особом прочтении. Продолжила отделение Концертная сюита из балета «Спящая красавица». Блестящая транскрипция Михаила Плетнёва. Первое — восхищение, как замечательно, правдиво, звучит рояль! Второе — как сыграно! Какие краски — настоящий оркестр! Мгновенные переключения, всё зримо — просто фантастика! И третье — очень захотелось в театр. С большим симфоническим оркестром, балетной труппой, волшебными декорациями… Встретить всех — пажей, красавицу, фею, кота в сапогах и его белую кошечку, красную шапочку и доброго серого волка… захотелось Счастья!

Спасибо тебе, дорогая Варя! В этот раз ты была какой-то необыкновенно красивой, что-то было в тебе новое, может быть, спокойная женственность, особая уверенность… не знаю. Желаю тебе солнца и счастья! Удачи! Мы всегда тебя ждём!

Муром Филармония XXVI сезон

31 марта 2021

Фотографии Владимира Гурина

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору