12 главных пианистов XV конкурса Чайковского

Добавлено 25 июня 2015 muzkarta

Юрий Фаворин (фортепиано), Михаил Турпанов (фортепиано, композитор), Дмитрий Маслеев (фортепиано), Андрей Коробейников (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Андрей Гугнин (фортепиано), Лукас Генюшас (фортепиано)

В Москве и Петербурге проходит XV Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Победителей объявят 1 июля, а пока «Сноб» выбрал самых ярких участников фортепианной части соревнования. Онлайн-трансляцию всех выступлений можно посмотреть здесь

Почти ежедневно с утра до вечера идут соревнования конкурса им. Чайковского в самой популярной специальности. В разгаре второй тур. Перед его началом, прослушав безостановочный пятидневный марафон первого тура, жюри — можно только догадываться, с каким трудом — выбрало из 36 пианистов 12 полуфиналистов. Результаты отбора произвели на публику сильное впечатление. У многих пошатнулись представления об объективности не только судей, но и вообще материи искусства. Как будто пристрастия и оценки в искусстве случайны, а разница во вкусах предполагает, что вообще никого ни с кем не надо сравнивать. Вот и мы и не станем. Но все-таки, не претендуя на объективность, предлагаем список музыкантов, за которыми интересно будет следить не только на этом конкурсе, но и на других, и просто на концертной сцене, невзирая на промежуточные и будущие конкурсные итоги.

1. Андрей Коробейников

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Одна из самых спорных фигур в российском фортепианном ландшафте, человек, известный своеобразным, мощным и недобрым чувством юмора. Способен устроить такой розыгрыш самому важному импрессарио и самым близким друзьям, что им впору вызывать скорую помощь.

Коробейников — новый «отверженный»: жюри не выпустило его из первого тура, чем вызвало ярость поклонников, так же как на прошлом конкурсе оно не оценило Александра Лубянцева. Конкурсный неудачник со стажем, с хорошими европейскими ангажементами и московской концертной славой, с неординарными взглядами на музыку и индустрию, манерой злить судейские бригады, а также изумлять в музыке зубодробительной иронией и пылкой искренностью в самом горючем из сочетаний, какие только можно вообразить. За Коробейниковым, пока тот витиевато заговаривает зубы прелестными, словно не относящимися к делу подробностями или колдует с формой, как будто летит амур на веревочке и посылает стрелы в самое сердце слушателя. Привычно ищущая крепости традиций, публика готова принять в Коробейникове непредсказуемость как таковую, с любой нагрузкой.

Видео смотрите здесь.

2. Люка Дебарг

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Общеизвестно, что конкурс Чайковского считается состоявшимся, если на нем для московской публики загорается сверхъяркая европейская звезда, ничем не напоминающая о русской школе. Такими героями, иногда проигрывающими отечественным музыкантам в премиальном раскладе, но выигрывающими неофициальные зрительские голосования, в свое время становились Питер Донохоу и Барри Дуглас (оба — члены нынешнего жюри), Паскаль Девуайон и Фредерик Кэмпф. Люка Дебарг очарованием своей игры, прозрачностью трактовок и вдохновенной свободой развивает французскую тему в истории симпатий конкурса. Но, кажется, и без нее, в любом другом контексте Дебарг будет звучать не менее прихотливо и пылко, не теряя при этом ни тонкости чувств, ни свежести звука, ни органичности мысли. Российскую публику всерьез интересует то обстоятельство, что заниматься музыкой Дебарг начал только в 11 лет, а профессию музыканта окончательно выбрал только в 20, отказавшись от литературы и искусства, что немыслимо поздно по здешним меркам. Но для Европы это не чудо, а вполне возможный сценарий. И еще не известно, что будет дальше: сейчас Дебарг играет не только конкурсную классику, но и джаз сразу в нескольких парижских ансамблях.

Видео смотрите здесь.

В третьем туре конкурса Дебарг исполнит 1-й концерт Чайковского и 2-й концерт Листа для фортепиано с оркестром. Смотрите в четверг, 29 июня, в 18.00.

3. Лукас Генюшас

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Генюшас имеет двойное гражданство, живет в Москве, прекрасно говорит по-литовски и в купеческой столице смотрится чуть-чуть иностранцем. Самый ясный, артистически цельный и в то же время самый загадочный музыкант фортепианного конкурса. В нем видят прямого наследника советской фортепианной школы (он внук и ученик профессора Веры Горностаевой), но вызывающий аристократизм манеры Генюшаса может ввести в заблуждение. В его игре, внешне как будто застегнутой на все пуговицы, элегантной, строгой, не допускающей ни доли кокетства, ни тени измены безупречному вкусу, всегда словно находится двойное дно. Причем достижимость второго в любой момент может оказаться иллюзорной. В интерпретациях Генюшаса яркий свет легко может обернуться тьмой меланхолии, а поэтичное течение фортепианной речи трансформироваться в стальные, чеканные формулировки, нанизанные на тетиву конструкции. Стиль Генюшаса — предельно сфокусированный, насыщенный, как концентрированный раствор. И только редкая пластичность, ясность мысли смягчает краски в этом сложном конгломерате школы, эмоциональной гибкости и приковывающего к себе внимание, скрученного в жгут музыкального напряжения.

Видео смотрите здесь.

В третьем туре конкурса Генюшас исполнит 2-й концерт Чайковского и 3-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Смотрите в четверг, 29 июня, в 19.40.

4. Дмитрий Онищенко

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Вырос во Львове, начал учиться музыке у своей мамы, закончил Львовскую национальную музыкальную академию и только потом стал гражданином мира, проучившись в Москве, в Англии и Германии. Но Украина не забывает своего героя, так же как и он ее. У Онищенко есть почетная грамота Министерства культуры Украины «За весомый вклад в культуру и высокое профессиональное мастерство» и статус лауреата украинской общенациональной программы «Человек года».

Удивительный музыкант: большой виртуоз не школьного образца и одновременно — живого и мощного чувства. Он идет к музыке будто совсем напрямик, не утопая в тексте, не обращая большого внимания на заветы традиций и школ, но и не ломая их. Онищенко — лауреат пятой премии конкурса Чайковского 2002 года, за выход которого во второй тур теперь не проголосовал ни один из членов жюри, включая Сергея Доренского, в 2002-м работавшего в должности председателя. Сказать, что Онищенко что-то потерял в игре за эти 12 лет, решительно невозможно. Скорее наоборот, свободы, яркости, любви к захватывающей красоте движения в хрестоматийных текстах только прибавилось. Но, очевидно, это не вполне то, чего ищет в перспективных участниках новый конкурс. Несмотря на это, послушайте, как играет Онищенко.

Видео смотрите здесь.

5. Юрий Фаворин

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Один из нескольких взрослых артистов, к удивлению многих, почему-то вышедших на конкурс Чайковского соревноваться с юношами, и один из главных любимцев московской филармонической публики. Умник, философ, вундеркинд, в шесть лет уже знавший наизусть все симфонии Чайковского и Бетховена, ученик не только профессора Михаила Воскресенского, но и композитора Карена Хачатуряна. Пианист с бесспорной культурой звука, тонким слухом, чутким к красоте деталей и изяществу конструкции, музыкант с по-настоящему персональным, авторским видением музыки, стиля, смысла, не склонный при этом противопоставлять его духу и силе композиторского текста. В игре Фаворина публика склонна видеть приятное сочетание интеллектуализма и театральности. Причем театр этот сделан изящно, а производит впечатление антично масштабного. Во второй тур Фаворин не прошел, но его имя совсем не трудно обнаружить на концертных афишах.

Видео смотрите здесь.

6. Андрей Гугнин

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
«Универсальное дарование» — это определение, обыкновенно ничего и никому не говорящее, словно специально придумано для Гугнина и в его случае многое объясняет. Он мастер универсального, как будто обобщенного, но все же красиво отмеренного и очерченного звука и широкой стилистической оснащенности. Она позволяет ему быть изощренным в полифонии, тонким в классике и порывистым в романтизме. Гугнин, как и Фаворин, не чужд театральности, но его фортепианный театр другого рода: он словно оперный, с технологически ловкими громом и молниями. Про Гугнина говорят, что, играя, он высекает искры в Бахе, зажигает пламя в сонатах, превращает этюды в кипящую лаву. Словом, все у него с огоньком. И эта универсальная формула делает музыканта одним из лидеров современного русского фортепианного романтизма. После объявления результатов первого тура рыжий Гугнин был серого цвета и не мог говорить, но тем не менее паникером его никак назовешь. Он настоящий вундеркинд и человек невероятной работоспособности, с 1997 по 2000 годы он выигрывал в год по одному международному детскому конкурсу, а такое просто так не забывается.

Видео смотрите здесь.

7. Рид Тецлофф

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Рид Тецлоф по прозванию Ван Клиберн — лирический герой конкурсной сцены. Пылая, но, насколько можно судить со стороны (а впечатление может быть обманчивым), совсем не волнуясь, спокойно и тщательно он разворачивает перед публикой поэтичный мир звуков в аккуратном техническом воплощении. Каковое хитрое сочетание способно растопить лед в сердцах суровых профессионалов и придирчивых любителей. Один из двух американских полуфиналистов уступает соотечественнику в блеске, зато превосходит его в элегантной чувствительности.

Видео смотрите здесь.

8. Джордж Ли

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
У сокрушительного пианизма Джорджа Ли — море поклонников. Он ярок и светел, улыбчив и юн, его игра производит впечатление аттракциона, от удовольствия принять участие в котором трудно отказаться (хотя находятся и такие герои).

Игра Джорджа Ли — словно стремительное кружение карусели. У него могучая техника, и с ее помощью Ли даже иногда удаются нежные краски, но они быстро пропадают из вида, не затемняя общей веселой палитры. Сентиментальность — не самая сильная сторона атлетичного музыканта, в музыке в его исполнении царит и грохочет непобедимый сангвинический дух.

Видео смотрите здесь.

В третьем туре конкурса Ли исполнит 1-й концерт Чайковского и 3-й концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром. Смотрите в четверг, 28 июня, в 19.45.

9. Михаил Турпанов

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Родился в Красноярске, гастролирует по России от Воронежа до Барнаула и по Европе от Франции до Дании, причем регулярно играет здесь и там российские и мировые премьеры новой или неизвестной музыки.

Интересный, неочевидный соперник тех музыкантов, кто ставит на ласковый блеск виртуозности, будь то пышный силовой глянец или шелковый шелест мелкой техники. Турпанов не числится ни среди лидеров фортепианного интеллектуализма с холодным сердцем, ни среди теплых лирических голосов. Его место в пейзаже — на том краю, где происходят репертуарные исследования, анализ элементов и конструирование собственного мира из персонально подобранных средств по безрецептурной технологии. Турпанов играет Шуберта и Мессиана — совсем нетипичный репертуар для конкурса Чайковского — с тем же чувством органичной простоты и убежденностью, с какими другие слышат Рахманинова. И если изящная техника, умение видеть крупные планы и новый репертуар — это про вас, то слушайте Турпанова и вы не ошибетесь.

Видео смотрите здесь.

10. Дмитрий Маслеев

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Еще один любимец публики, романтик-виртуоз с неординарными программами и неодномерными трактовками. Живой и деликатный музыкант, он заворачивается в пышные складки виртуозного репертуара, как будто прячется, а не позирует. Что интригует публику заметно больше, чем яркая игра, поданная со сцены как выставочный образец, с которым приходится только смириться.

Видео смотрите здесь.

В третьем туре конкурса Маслеев исполнит 1-й концерт Чайковского и 3-й концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром. Смотрите в четверг, 30 июня, в 19.45.

11. Даниил Харитонов

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Об одаренности Харитонова не услышал на этом конкурсе только глухой. Настоящий вундеркинд из Южно-Сахалинска, школьник, победитель телевизионного конкурса «Щелкунчик» и других детских соревнований на нынешнем взрослом числится среди фаворитов самого Гергиева. В его игре слышна крепкая школа, искристая беглость и подкупающий своей простотой взгляд на музыку как на волшебную елку в известном балете.

Видео смотрите здесь.

В третьем туре конкурса Харитонов исполнит 1-й концерт Чайковского и 1-й концерт Листа для фортепиано с оркестром. Смотрите в четверг, 30 июня, в 18.00.

12. Мойе Чень

Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Музыкант из тех, чье китайское происхождение и образование — не помеха американской карьере, а, скорее, наоборот. Чень вырос в Пекине, как миллионы сограждан, с детства учился музыке и закончил Шанхайскую консеваторию, а потом стал учиться в Америке и выигрывать американские конкурсы один за другим. Серьезный представитель американского романтизма на фортепианной арене. Тяжеловес, который любит вспорхнуть, как бабочка. Игрой, не лишенной заметного обаяния, округлых фраз, то респектабельно могучих, то хрустальных звуков, вниманием к фактурным выпуклостям и плоскостям, а также блуждающими сквозь репертуарные шлягеры огнями чистосердечной увлеченности Мойе Чень заслужил симпатии московской публики. Кто-то нашел в нем молодого Ланг-Ланга, кто-то относится к перспективам Мойе Ченя серьезнее. Однако жюри конкурса Чайковского своим решением, пожалуй, предложило музыканту избегать столкновений с русской музыкой. Что вряд ли помешает музыканту тесно общаться с европейской.

Видео смотрите здесь.

Юлия Бедерова
snob.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору