Выступление коллектива под управлением художественного руководителя и главного приглашённого дирижёра Фабио Мастранджело прошло во Дворце дружбы народов «Губернаторский». Ведущим концерта стал лауреат Премии Москвы, лауреата Российской национальной премии «Овация» Петр Татарицкий.
«Фестиваль неизменно отражает важнейшие события истории и культуры, включает мировые премьеры музыкальных произведений, осуществляет международные выставочные проекты. На его мероприятиях выросло не одно поколение жителей региона, и я очень рад, что на протяжении нескольких десятилетий он успешно выполняет своё предназначение, представляя жителям и гостям региона мировую культуру разных стран и эпох, выдающихся исполнителей, талантливых музыкантов с мировым именем. В Год культурного наследия народов России в программу включена Всероссийская творческая школа дирижёров народных оркестров. Этот проект, направленный на укрепление преемственности, популяризацию народного искусства и сохранение традиций, впервые реализуется в культурном пространстве России. Хочу сердечно поблагодарить всех, кто своим трудом, мастерством и талантом сохраняет, развивает, преумножает культурное богатство России», — было подчеркнуто в плакетке от имени Губернатора Алексея Русских, которую зачитал Председатель Правительства Владимир Разумков.
Министр культуры Р Ф Ольга Любимова направила поздравление в адрес участников фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…»: «Дорогие друзья! От имени Министерства культуры Российской Федерации поздравляю вас с открытием юбилейного, 60-го Международного музыкального фестиваля „Мир, Эпоха, Имена…“. Уже более полувека смотр собирает на ульяновской земле выдающихся деятелей культуры и искусства, дарит зрителям возможность встречи с любимыми исполнителями и открывает новые имена талантливых музыкантов. Каждый фестиваль, расширяя свою музыкальную палитру, неизменно становится ярким событием в культурной жизни нашей страны. От всей души желаю вам успехов, приятных открытий и прекрасного настроения!».
Торжественный вечер открытия фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» был посвящен памяти народной артистки СССР Майи Плисецкой, чье имя стало символом русского балета второй половины ХХ века.
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного приглашённого дирижёра Фабио Мастранджело исполнил произведения, написанные для балетной сцены, в которых блистала великая балерина. Среди них — знаменитая «Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Щедрина, балетная сцена «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Шарля Гуно и сюита из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
«Майя Плисецкая — личность мирового уровня, принесшая славу и гордость российскому искусству. Программа была подготовлена мной к 90-летию со дня рождения балерины. Музыка красивая, танцевальная, но, в то же время, очень глубокая, в ней есть трагические моменты, как это всегда происходит в жизни. Любой фестиваль — это всегда яркое и торжественное мероприятие, которое вызывает особый интерес и у слушателей, и у исполнителей. Фестиваль „Мир, Эпоха, Имена…“ существует в Ульяновске уже много лет, это знак того, что событие важно для города, иначе бы оно не продержалось на высоком профессиональном уровне столько времени. В этом есть заслуга художественного руководителя фестиваля Лидии Лариной, которая продолжает традицию, заложенную в советский период, и старается пригласить интересных участников. Много лет назад, когда я впервые дирижировал в Ульяновске, это было именно в рамках фестиваля, поэтому у меня сложилось трепетное отношение нему, к городу, к филармонии и к оркестру», — отметил Фабио Мастранджело.
Программа открытия Фестиваля была насыщенной и яркой, танцевальные ритмы увлекали слушателей в мир творческих триумфов великой балерины. Музыка знаменитой «Кармен-сюиты», сопровождаемая видеорядом, почти зримо «вывела на сцену» великолепную Майю с ее актерски-выразительной мимикой и отточенной пластикой. Гениальная партитура Р. Щедрина, который «перевёл» музыку оперы Ж. Бизе на язык экспрессивного танца ХХ века, была исполнена артистами оркестра на большом эмоциональном подъёме, вдохновлённом кипучей энергией маэстро Мастранджело.
Программа второго отделения концерта дала слушателям возможность представить Майю Плисецкую в обольстительно-мягкой грации и экстатических порывах Вакханки из оперы Ш. Гуно «Фауст». Великая балерина в каждой роли находила свои акценты, смело ломая штампы и привычные эмоциональные доминанты балетных героинь. Как отметил в своих комментариях ведущий концерта Петр Татарицкий, в балете С. Прокофьева она подчеркивала драматизм и внутреннюю силу шекспировской Джульетты, отдающей жизнь во имя любви. Музыка балета «Ромео и Джульетта» стала кульминацией вечера. Звучание оркестра, простирающееся от самых глубоких басов к «оркестровому поднебесью» в контрастах мощного тутти и проникновенных соло, под властными жестами Фабио Мастранджело, достигло огромной эмоциональной силы, открыв трагизм и красоту шекспировской драмы.