В Ульяновске в рамках 60-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» проходят Дни Скрябина к 150-летию со дня рождения композитора

Добавлено 26 марта 2022 stv@leninmemorial.ru

Алексей Чернов (фортепиано, композитор), Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

«Фестиваль „Мир, Эпоха, Имена…“ неизменно отражает важнейшие события российской и мировой истории и культуры. Поэтому в программу фестиваля включены Дни Скрябина, в рамках которых состоялось открытие выставки и концерт одного из лучших исполнителей произведений Скрябина пианиста Алексея Чернова. В Год культурного наследия народов России важно еще раз подчеркнуть богатство русской культуры, давшей миру выдающихся деятелей искусства, в том числе — композитора Александра Скрябина, создавшего новый музыкальный язык, открывшего новую эру в музыке, новую философию искусства, в основе которой лежит идея объединения всего человечества», — прокомментировала художественный руководитель фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» Лидия Ларина.

Выставка «Скрябин. Запомните это имя!», открывшаяся в Квартире-музее семьи Ульяновых 19 марта, подготовлена Ленинским мемориалом совместно с московским Мемориальным музеем А. Н. Скрябина. Выставка имеет несколько тематических разделов, представляющих творческий и личностный портрет музыканта-новатора. Здесь представлены документы, рассказывающие о семье А. Н. Скрябина, о выдающихся педагогах, у которых учился молодой композитор, нотные издания и фотокопии рукописи произведений, фотографии, видеофильмы; экспозицию московского музея дополнили предметы интерьера эпохи рубежа XIX—XX вв.еков из фондов Ленинского мемориала. Из рассказа старшего научного сотрудника Ленинского мемориала Нины Сурковой посетители выставки узнали о выступлении Александра Скрябина в Симбирске в зале Дворянского собрания во время его турне по Волге в 1910 году вместе с дирижером Сергеем Кусевицким. Интересный факт запечатлел в акварели его друг, художник Роберт Штерль, сопровождавший композитора в качестве художника-репортера.

В церемонии открытия выставки принял участие лауреат XIV Международного конкурса им. Чайковского, лауреат IV Международного конкурса им. Скрябина, член Совета друзей Мемориального музея Скрябина в Москве Алексей Чернов. Музыкант передал Лидии Лариной Благодарность от директора Музея Скрябина заслуженного работника культуры Р Ф Александра Лазарева за организацию и проведение юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения известного русского композитора, а также разыграл среди посетителей выставки пригласительный билет на свой концерт, который прошел в зале Дворянского собрания в этот же вечер.

Общаясь со слушателями, Алексей Чернов рассказал, что увлекся музыкой Скрябина будучи еще 14-летним подростком, и влюбился в нее по-настоящему. Это были настолько сильные чувства и эмоции, что именно в этом возрасте у пианиста зародилась мечта сыграть все фортепианные сочинения Скрябина, и эта мечта осуществляется сейчас, в год 150-летия со дня рождения композитора.

«Ключ к тому, чтобы хорошо, подлинно исполнять Скрябина, понимать его философию, его музыкальную эстетику, состоит в том, чтобы просто очень сильно любить его музыку. Секрет в том, что ты действительно любишь эту музыку по-настоящему. Ты с ней сросся, она буквально попала в твои вены, в твой кровоток, в твой организм. Дыхание музыки Скрябина с того подросткового времени стало тождественно моему собственному дыханию. Можно обладать хорошим пианизмом, быть виртуозом, обладать хорошей фортепианной школой, но если ты эмоционально, душевно не сросся с музыкой Скрябина, если ты в нее не влюбился, то у тебя ничего не получится. Мне повезло, я может быть поймал „скрябинскую волну“ еще в юношестве и с тех пор она меня не отпускает», — рассказал Алексей Чернов.

Пианист также тепло отозвался о фестивале «Мир, Эпоха, Имена…»: «Замечательно, что такой фестиваль существует. Когда я из Москвы приезжаю в города России, встречаю фестивали, посвященные русскому искусству, которые тем более проходят в 60-й раз, это большая редкость, но это очень отрадно — видеть подобные явления, потому что это означает, что потенциал в русском народе огромен и неубиваем, потенциал в плане восприятия подлинной красоты, искусства, и это значит, что никакие обстоятельства (а мы живем сейчас в сложное время) подлинно русскую душу не смогут убить. То, что этот фестиваль проходит, и то, что он посвящен Скрябину, (а я вижу, что и выставка подобрана очень тщательно, и скрупулезно, с трепетным отношением к творчеству великого композитора), это говорит о многом».

По словам кандидата искусствоведения Ирины Кривошеевой, программа концерта открыла панораму творчества Скрябина в её стремительной эволюции: от лирических, тонких по своим эмоциям и звуковым краскам пьес раннего периода до пламенно-экстатических, «полётных» произведений последних лет. «Невозможно сказать, что в наибольшей степени впечатлило слушателей: трогательная печаль Прелюдии для левой руки, причудливые скрябинские танцы в ритме мерцающих звёзд или грозные трели Девятой сонаты? Алексей Чернов исполнил эту насыщенную контрастами монопрограмму с полной эмоциональной отдачей, вдохновенно и увлечённо, абсолютно свободно чувствуя себя в пианистически сложном переплетении линий скрябинской фактуры. Комментарии пианиста, сопровождавшие исполнение каждого опуса, дополняли впечатления от музыки и помогали её восприятию. Для слушателей, впервые соприкоснувшихся с фортепианным творчеством Александра Скрябина, этот концерт стал настоящим откровением», — отметила Ирина Кривошеева.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору