Мероприятие состоялось 21 марта в Ульяновском драматическом театре имени И. А. Гончарова в неделю национального проекта «Культура».
"Рада приветствовать вас в прославленном Ульяновском драматическом театре во Всемирный день поэзии. Сегодня крупный юбилейный 60-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» представляет премьеру музыкально-поэтической композиции, связанной с одним из самых цитируемых авторов ХХ века — Иосифом Бродским. Сегодня на этой сцене мы также открываем XVI Фестиваль театров Ульяновской области «Лицедей-2022″. В течение недели профессиональные коллективы покажут жюри и зрителям лучшие премьеры года. Итоги будут подведены 27 марта в Международный день театра. Взаимодействие этих двух прекрасных событий в очередной раз свидетельствует о том, что у искусства нет границ», — подчеркнула министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.
В программе выступили актёр театра и кино Владимир Кошевой из Москвы и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного приглашённого дирижёра Фабио Мастранджело.
«Известно, что Иосиф Бродский любил джаз, музыку эпохи Барокко, сочинения Шнитке (согласитесь, это не самый простой из русских авторов, но, тем не менее, поэт нашел для себя какие-то интересные совпадения). Поэтому мы подобрали музыку максимально близкую для того, чтобы озвучить ту атмосферу, те мысли, которые присутствуют в текстах Бродского. Кто-то может услышать противоречия в музыке, а кто-то — наоборот. Это тоже разные уровни, понятия того, что происходит. Мы не хотели, чтобы все было однозначно, наоборот, приветствуется, когда каждый понимает по-своему», — отметил Фабио Мастранджело.
Прозвучали стихи Иосифа Бродского — популярные и малоизвестные, среди них — «Архитектура», «Дидона и Эней», «Вечер. Развалины геометрии», «AnnaDomini», «Письма римскому другу» и другие. Художественное слово в ульяновской премьере сопровождала музыка Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Томазо Альбинони, Йозефа Гайдна, Георга Фридриха Генделя, Игоря Стравинского, Генри Пёрселла, Отторино Респиги, Рихарда Штрауса, Альфреда Шнитке — композиторов, многих из которых поэт любил или мог любить, как предположили авторы композиции, находя точки соприкосновения с музыкой своих стихов.
«Вообще, Иосифа Бродского нельзя интерпретировать, можно только услышать ритм, смысл. Там не может быть никакого моего отношения. Артист — это только проводник между автором и зрителем. Я стараюсь нести смысл, а все чувства зависят от зрителей, потому что слушать стихи Иосифа Бродского трудно, и не все понимают их, даже когда читают в книге. В них так сложно выстроена мысль, — как матрешка, — одна заканчивается или это начинается вторая? или это еще продолжение? а точки еще нет», — считает Владимир Кошевой.
По словам кандидата искусствоведения Ирины Кривошеевой, музыка, вошедшая в композицию, вела слушателей через страны и эпохи, охватив четыре с лишним столетия и несколько национальных культур. «Многие произведения, впервые исполнялись Ульяновским симфоническим оркестром, что сделало программу интересной и с чисто музыкальной точки зрения. Чтец, дирижёр и оркестр находились в живом творческом общении, ведя единую линию развития спектакля. Этот вечер был наполнен новыми яркими впечатлениями, открытиями в мире современной поэзии и музыки», — отметила кандидат Ирина Кривошеева.
На концерт «Бродский: пространство и время» были приглашены ульяновские литераторы и поэты, сотрудники ульяновских библиотек.