Алексей Уткин о нежелании взрослеть, умении шокировать и дирижерской самоиронии
Алексей Уткин, фото: РИА НОВОСТИ
Концертом 26 января в Московской филармонии открывается юбилейный год знаменитого гобоиста Алексея Уткина маэстро исполняется 55. Уткин, прославившийся в «Виртуозах Москвы», с 2010 года возглавляет Государственный камерный оркестр России. С юбиляром встретилась корреспондент «Известий» .
Вас называют «золотым гобоем России», в программе концерта значится премьера сочинения Михаила Броннера «Метаморфозы, или Золотой осел». Не слишком ли много золота? Я уже стал забывать эту кличку «золотой гобой», поскольку это было актуально 810 лет назад, для рекламы: в нашей стране важно всевозможное золото. А «Золотой осел», думаю, не будет дисгармонировать с «золотым гобоем». В качестве дирижера выступит автор, Михаил Броннер,
а солирующим гобоистом будет один из моих лучших учеников Эмиль Мирославский.
Я же буду слушать первое отделение из зала и выйду на сцену только во втором.
Карьеру оркестрового музыканта вы уже завершили? Я перестал быть солистом оркестра уже в конце 1990-х годов, хотя опыт работы в «Виртуозах Москвы» с Владимиром Спиваковым мне потом очень пригодился. Стал работать в сфере камерной музыки в основном с молодыми музыкантами: только с ними можно получать удовольствие от музицирования. У молодых еще мало житейских забот, они многое понимают по-своему и открыты для восприятия хорошего. Это не «белый лист», а то благодатное поле, где можно посеять как доброе, так и недоброе. К тому же они не требуют сразу огромных гонораров, в отличие от музыкантов другого поколения, которые очень высоко себя ценят.
Что нужно, чтобы стать первоклассным гобоистом? Жуткое количество терпения. Нужно всю жизнь посвящать непростому делу, не идя той дорожкой, которой обычно идут мои коллеги. С 1982 года, когда я познакомился со Спиваковым, и до 2012-го пройдена извилистая дорога, но вела она к определенной цели. А цель очень простая свобода и самостоятельность.
В 55 лет что-то изменилось в вашем сознании? Не люблю эти границы. Жизнь человека это одна линия. С возрастом начинаешь понимать, что чем дольше ты остаешься молодым, тем лучше. Со всеми слабостями, со всеми странностями, свойственными мальчишке или девчонке. Взрослеть задачи у меня нет. Этот процесс идет помимо твоего желания, ну и пусть идет. А мы будем мечтать, как будто нам только 1520 лет.
Так может еще чем-нибудь заняться? Картины начать писать, стихи... Вполне возможно. Когда-то во время интервью журналистка все интересовалась, какие у меня планы. Я тогда уже не работал в «Виртуозах» и говорил, что не знаю, что буду делать, но, скорее всего, это может кого-то шокировать. Так и произошло, я задирижировал. Я когда-то своей жене говорил: «Если я схвачу дирижерскую палочку, ты отбери и сломай».
На конкурсе Чайковского вы дирижировали карандашом. Во-первых, я к нему очень привык: нужно было помечать в процессе репетиций особенности каждого из солистов. Во-вторых, им очень удобно дирижировать, он вполне заменяет палочку. Ну, а третье это некая ирония по поводу собственной дирижерской деятельности.
Вы все время открещиваетесь от звания дирижера. Это такая предначертанная дорога, которую проходят очень многие музыканты и которая никогда меня не привлекала.
Верите в судьбу? Не задумывался. Рано об этом судить. Наверное, судьба есть продукт невероятного желания и терпения.
Тогда поделитесь мечтами. Первая мечта отыграть ближайшие концерты, самые важные. Я не делю концерты на главные и второстепенные. Издалека они все кажутся не очень важными, но чем ближе подходят, тем кажутся важнее, и самый главный концерт ближайший. Вторая мечта после этого уехать на дачу, отдохнуть. Это самое чудное место, где можно соскучиться по музыке и музыкантам. Там проходит несколько дней, начинаешь чувствовать себя не в своей тарелке, и вдруг понимаешь ах, да! Берешь инструмент в руки и все встает на свои места.
Виктория Иванова«Газета Известия» 25 января 2012izvestia.ru