Внимание к деталям

Добавлено 15 декабря 2011 verasavints

Вера Савинцева, Московская академическая филармония

Юрий Симонов родился в Саратове в семье оперных певцов 4 марта 1941 года. За дирижерский пульт он впервые встал в неполные 12 лет. Учился в Ленинградской консерватории по классу альта у Ю. Крамарова и дирижированию — в классе Н. Рабиновича, стажировался у Е. Мравинского в оркестре Ленинградской филармонии. Еще будучи студентом, Симонов становится лауреатом второго Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966), после чего его приглашают в Кисловодскую филармонию на должность главного дирижера.

В 1968 году он стал первым советским дирижером — победителем международного конкурса: это случилось в Риме на V конкурсе оркестровых дирижеров Национальной Академии Santa Cecilia. В 1969 Юрий Иванович дебютировал «Аидой» Верди в Большом театре СССР, а в следующем году был назначен его главным дирижером. В 1985—1989 гг. руководил Государственным малым симфоническим оркестром СССР. В 1980-е и 1990-е годы Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В качестве приглашенного дирижера он выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки, сотрудничал со всеми ведущими коллективами России. Участвовал в крупнейших международных фестивалях.

В 1978—1991 гг. Юрий Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. Маэстро являлся членом жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. Среди его учеников — Гинтарас Ринкявичус, Павел Сорокин, Максим Венгеров (на эту стезю знаменитый скрипач ступил недавно, однако о плодотворном воздействии личности маэстро Симонова можно судить по впечатлению от их совместного выступления в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии — редко приходится наблюдать до такой степени нерушимую согласованность в выстраивании формы, в «продуманном экспериментировании» с темпами, которая была продемонстрирована в Скрипичном концерте Бетховена. Тем более что индивидуальности — полярно противоположные. — Ред.).

С 1994 по 2002 год Юрий Иванович музыкальный директор Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе. В 2001 году. Ю. Симонов основал оркестр «Liszt-Wagner» в Будапеште. Он также является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за долгие годы сотрудничества (с 1977 года) поставил все десять знаменитых опер Р. Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

С 1998 года Симонов — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом подготовлено около двухсот программ, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. В 2008 маэстро возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ. Юрий Симонов — народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета РФ (2001), лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. Награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

Юбилейный концерт Ю. И. Симонова, состоявшийся в Большом зале Петербургской филармонии, был знаменателен вдвойне — это и выступление оркестра Московского филармонии на сцене Петербургской филармонии, и возвращение Максима Венгерова к сольной творческой деятельности после трехлетнего перерыва. Программу петербургского концерта открыла увертюра «Эгмонт» Бетховена. Исполнение Максимом Венгеровым бетховенского Скрипичного концерта покорило утонченными оттенками светлой, возвышенной лирики. «Симфония танца», которая прозвучала во втором отделении, представляет собой сюиту, составленную из всех венгерских танцев Брамса: дирижер стремился не только познакомить слушателей с сочинениями, известными публике лишь по нескольким знаменитым примерам, но также и представить эту часть творческого наследия Брамса как целостное явление. В заключение концерта на «бис» прозвучали произведения русских композиторов — вальс из оперы Глинки «Жизнь за царя», «Сновидение Раймонды» и «Испанский танец» из балета Глазунова «Раймонда».

Программа раскрыла многомерный творческий мир Юрия Симонова. Внимание к деталям и вместе с тем масштабность замыслов, яркость контрастов, эффектность кульминаций, непревзойденное мастерство в том, как выстроена форма и непосредственная эмоциональность, тепло живого чувства — таковы многогранные отличительные особенности, свойственные дирижированию Ю. И. Симонова.

nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору