Басиния Шульман: Классическая музыка становится трендом

Добавлено 03 июня 2014 muzkarta

Басиния Шульман (фортепиано), Денис Мацуев (фортепиано)

Пианистка, лауреат международных конкурсов Басиния Шульман рассказала о помощи людям с ограниченными возможностями, своих проектах для детей, чем современным исполнителям классической музыки помог пианист Денис Мацуев, а также назвала имя композитора, с которого лучше начинать знакомство с этим музыкальным направлением.

Заслуженная артистка России Нина Шацкая, пианистка, лауреат международных конкурсов Басиния Шульман, актриса театра и кино Елена Захарова и оркестр русских народных инструментов «Душа России» под руководством Владимира Шкуровского приняли участие в благотворительном концерте для помощи Максиму Юшину из Волгограда.

Концерт прошел 23 мая в Большом зале академии им. Гнесиных. Деньги от продажи билетов будут перечислены на операцию и реабилитацию ребенка, который страдает от ДЦП и рекурвации колен.

Одна из участников благотворительной акции, Басиния Шульман, рассказала корреспонденту «России для всех» об этом концерте и своих проектах для детей, о том, чем современным исполнителям классической музыки помог пианист Денис Мацуев, а также назвала имя композитора, с которого лучше начинать знакомство с этим музыкальным направлением.

— Басиния, расскажите, пожалуйста, как все прошло 23 мая.

— С точки зрения творчества все прошло замечательно: исполнялась серьезная музыка и поэзия, атмосфера в зале была теплой, даже трогательной, я бы сказала. Максим Юшин сидел в первом ряду, смотрел на представление широко открытыми глазами, и нам, артистам, было приятно это видеть.

С точки зрения сборов — хотелось бы собрать больше денег, на мой взгляд (операция в Германии обойдется родителям ребенка в 800 тыс. рублей — прим. ред.), собрали чуть больше 275 тыс., если не ошибаюсь. Это маловато, хотя, конечно, тоже очень весомо.

— Почему так получилось?

— Видимо, мало было куплено дорогих (2,5 тыс. рублей) билетов, зрители покупали в основном по 500 и 1 тыс. рублей. Может быть, в следующий раз надо более активно направить продвижение таких акций и на тот слой граждан, для которых сумма 2,5 тыс. рублей не является очень весомой для их кошелька.

— Подобные акции будут повторяться?

— Я очень на это надеюсь и считаю, что нужно проводить такие концерты регулярно, по меньшей мере четыре раза в год. Если мы ежегодно будем помогать хотя бы четверым детям, это уже шаг!

Наверное, можно или нужно начать работать с каким-нибудь фондом…

— Можно ли использовать музыку в лечении людей с различными заболеваниями? Известно ли вам что-то об этих методиках?

— Наверняка есть такие методики, но я музыкант, а не медик, поэтому определенного ничего не могу сказать. Но теоретически понимаю, что можно подбирать определенные композиции и воздействовать с их помощью на здоровье человека. Причем можно подобрать музыку по разным показаниям: детям, беременным, пожилым, душевнобольным, умственно отсталым людям и так далее.

Если говорить о детях с различными отклонениями — аутистах, с синдромом Дауна и прочих, думаю, что для них нужна оптимистическая музыка, мажорная, яркая — та, которая дает ощущение праздника внутри и наполняет эмоциями. Но этим надо серьезно заниматься, изучать на каждом конкретном человеке, что ему помогает, а что нет. Такие программы должны создаваться на государственном уровне.

— В России этим занимаются?

— Наверное, об этом лучше спросить людей, которые работают в этой сфере, например Егора Бероева или Чулпан Хаматову. Я знаю про ситуацию за границей: там профессионально и плотно занимаются и с аутистами, и с даунами. Их там специально обучают работе с такими детьми. Россия в этом смысле отстает: мы только-только начинаем выводить людей с ограниченными возможностями из изоляции и интегрировать их в общество. В странах Запада, мне кажется, существуют определенные методики, различные организации сотрудничают с музыкантами, проводят подобные акции. Но под это государство деньги выделяет, нужны программы на государственном уровне.

Недавно разговаривала с одной женщиной, которая живет в Германии. Она уехала из России, когда оказалось, что ее сын аутист. Там с такими детьми занимаются, даже вузы готовят специалистов по работе с такими людьми. У нас этого пока нет.

— Как дети реагируют на вашу музыку во время гастролей?

— У меня не так часто бывают гастроли с моими детскими проектами, в основном все мои детские проекты проходили в Москве на разных площадках — в Доме музыки, в зале Дома композиторов и в джаз-клубе «Союз композиторов». В таких случаях я работаю с детьми: прямо со сцены много им рассказываю о музыке, о музыкальных инструментах, смеюсь с ними — в рамках концерта. Работаю как ведущая. Им же объяснять надо все, показывать…

— Как воспринимают классическую музыку дети в разных странах и в российских городах?

— Все зависит от среды, в которой растет ребенок, от семьи, а не от национальности или страны проживания. Я много работаю в Доме музыки, туда дети приходят в основном подготовленные. Они сидят в зрительном зале наравне со взрослыми, никаких посторонних шумов не производят, внимательно слушают. Конечно, бывает, ребенок начинает ерзать, задавать маме громко какие-то вопросы. Меня это не смущает, я спокойно работаю в любой обстановке. Хорошо, что пришли, надо же когда-то начинать.

— Зачем нужно прививать ребенку любовь к классической музыке?

— Я была бы ханжой, если бы начала рассказывать, как это важно. Мой сын, например, не занимается музыкой, кроме гитары, хотя музыкальный вкус у него прекрасный — все-таки он слушает мои занятия по четыре-пять часов дома. Я считаю, это очень важно, чтобы человек был образованным — и музыку понимал, и литературу, и различные виды искусства и так далее. Это делает человека интересным не только самому себе, но и другим.

Для меня музыка — это двигатель всего, что радует или огорчает, это мое настроение. Наверное, не обязательно любить классику, но уверена, что надо слушать ее и слышать.

— Как привить вкус и интерес к этому музыкальному направлению?

— Это целая работа. Надо больше слушать — как мы изучаем иностранный язык, так и музыку — ежедневно, постепенно, планомерно.

— Посоветуйте композитора, с которого надо начинать музыкальное образование ребенка.

— Я люблю Петра Ильича Чайковского. Мне кажется, он прекрасен для знакомства с классической музыкой для любого человека, не только для ребенка.

— Расскажите, пожалуйста, о своих детских проектах.

— В свое время я реализовывала разные музыкальные программы для детей. Один проект — «О чем поют клавиши», в рамках которого я рассказывала детям про все клавишные инструменты: рояль, клавесин, орган (хотя он считается духовым) и синтезатор. Я одновременно вела концерт, рассказывала детям про рояль, вытаскивала их на сцену.

Был проект по трем балетам Петра Ильича Чайковского, где я работала на сцене с артистами балета и Вадимом Верником.

У меня были джазовые детские проекты с Григорием Файном.

Также я создала цирковую программу, смешала музыку и цирк. Все это были образовательные проекты для детей. Ну и многие другие.

— Сейчас работаете над чем-то?

— Конечно! Но, правда, это будут уже программы для взрослых. В Тоскане (Италия) в августе этого года я организую музыкальный фестиваль с участием русских исполнителей.

Еще я очень увлечена сейчас литературно-музыкальными проектами по письмам, в рамках которых работаю с разными людьми. Первая программа уже вовсю идет на разных сценах, это концерт, поставленный по письмам Фредерика Шопена и Жорж Санд.

Вторую концертную программу — новогоднее представление — мы отработали с потрясающей актрисой вахтанговского театра Тумайкиной Ольгой.

В данный момент мы с Сати Спиваковой работаем над новым представлением. Каким оно будет — секрет, сказать не могу, отмечу лишь, что премьера запланирована на октябрь в Театральном зале Дома музыки.

— Как изменился интерес россиян к классической музыке за последние 20–25 лет?

— Скажем так, в советские времена публика проявляла серьезный интерес к классике, но тогда был небольшой выбор ее исполнителей, так как западных исполнителей почти не привозили. Сейчас интерес не то чтобы снизился, он поменялся, но главное — очень поменялась аудитория. Если раньше на концерты ходили меломаны, которые реально разбирались в музыке, то сейчас ходить на концерты классической музыки стало как бы модно. Сегодня в московских залах сидит очень много молодежи, и они уже слушают не только Дениса Мацуева. Кстати, благодаря популярности Мацуева люди обратили внимание на классическую музыку и стали слушать других музыкантов, считаю, что это здорово.

— Расскажите о зрителях в регионах России.

— В свое время я работала в «Москонцерте» и много ездила по стране. Отмечу свою поездку в Краснодарский край лет 10 назад, это было незабываемо! За 10 дней я сыграла 18 концертов, исколесив весь край на уазике. Мне запомнился город Кропоткин. Жители этого города пришли со своими стульями, потому что в зале не хватало места. Я была польщена вниманием этой благодарной публики, спасибо им за это.

Только что вернулась из Ярославля, билеты были раскуплены за две недели до концерта. Так что слушатели очень интересующиеся, доброжелательные и разбирающиеся.

— Ездили ли вы на гастроли в страны СНГ?

— Литва, Армения. Знаете, я бы еще очень хотела поехать в Азербайджан, потому что наслышана о бакинской строгой публике и очень хотела бы выступить перед нею.

Беседовала Алевтина Шаркова

rus.rus4all.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору