Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского продолжает свой новый «бетховенский цикл» — симфонии и фортепианные концерты композитора в исполнении ведущих пианистов. Для сегодняшнего выступления Владимир Федосеев пригласил Дениса Мацуева. Из Большого зала консерватории — Елена Ворошилова.
Денис Мацуев до последнего разогревает руки. Сонату № 31 Бетховена пианист сыграл в этом году 50 раз — не меньше.
«Настоящий роман, при том взаимный», — шутит музыкант.
Черный провал сцены. Мацуев на ней один, без оркестра. Свет максимально убран, луч прожектора выхватывает рояль и руки пианиста, гипнотизирующие зал.
Это третий концерт нового «бетховенского цикла» Большого симфонического оркестра. Впереди — еще два. Дирижер Владимир Федосеев говорит, что в этот вечер на сцене три титана — прежде всего, Бетховен, Денис Мацуев и он сам. Музыку Бетховена БСО исполнял в Вене и в Бонне, на родине композитора. В 2004 году был запущен цикл «Бетховен… и Бетховен». И вот снова возвращение к великому Людвигу, о музыке которого Федосеев знает все.
Этот концерт особенный и для Владимира Федосеева, и для Дениса Мацуева. Эти двое играют вместе последние лет 20 не часто, но как заметил Денис, им не надо даже репетировать, они чувствуют друг друга. Особенно после одного экстремального выступления в Лондоне, когда из-за опоздания самолета Мацуев влетел в зал за 5 минут до концерта.
В этот вечер звучал фортепианный концерт № 3 Бетховена. Музыка контрастов, страстей — от отчаяния до надежды. Партитуру композитор написал в 1800 году. Он уже знал, что болен и может оглохнуть. Этот концерт критики признали «высшим творением среди тех, что были созданы всеми мастерами в этом жанре».
Уже завтра у Дениса Мацуева концерт в Париже. А Большой симфонический под руководством Владимира Федосеева выступит 10 февраля в Вене. Но сейчас дирижер и пианист на одной сцене Большого зала консерватории, куда в этот вечер было не попасть.
Источник:
tvkultura.ru