Большое фортепианное приключение

Добавлено 23 апреля 2014 muzkarta

Екатерина Мечетина (фортепиано), Забайкальская филармония

На прошлой неделе афиша 39 (IX) Международного фестиваля искусств «Цветущий багульник» подарила забайкальским зрителям всего один концерт. Но этот концерт, несомненно, можно считать одним из наиболее значимых и ярких событий фестиваля.

Играла выдающаяся пианистка, солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов и престижных премий Екатерина Мечетина.

Почему прослушать концерт академической музыки представляется делом серьёзным и ответственным? Думается, не в последнюю очередь дело в том, что на контрасте с музыкой других жанров, академический концерт в меньшей степени представляет собой сценическое действо. Человек, не особенно близко знакомый с классической музыкой может испытать дискомфорт от того, что такой концерт требует несколько другого уровня вовлечённости, чем выражение солидарности с исполнителем при помощи аплодисментов.

В последние годы академические музыканты всё чаще и охотнее становятся эдакими шоуменами. Их сценическое присутствие полностью адресовано залу, они охотно общаются с публикой, охотно бисируют, подбирают репертуар из заведомо выигрышных, ярких и легко усваиваемых номеров. Наверное, это хорошо. Благодаря таким исполнителям классика перестаёт быть испытанием для широкого зрителя. Такие концерты для многих становятся дверью в мир большой музыки. Вечер в обществе музыканта-для-публики гарантированно приятен.

Но понятно и достойно огромного уважения стремление исполнителя «главным героем» выступления сделать саму музыку. Это стремление исповедуют глубокие, состоявшиеся художники, артисты мыслящие, тонкие натуры, отдающие себе отчёт в том, что произведения, его внутренней глубины и силы должно быть достаточно для неослабевающего внимания публики. Екатерина Мечетина как раз такой музыкант. На сцене она, прежде всего, проводник некоего абсолютного художественного смысла, мастер повествования.

Поэтому, её потрясающая воображение игра это не столько сценическое событие, сколько прямая встреча зрителя с музыкой. Бывшие в зале пианисты ощутили это очень отчётливо, слушали с наэлектризованным вниманием, откликаясь на каждый нюанс исполнения – и это очень радовало. К сожалению, часть публики оказалась не готовой к полному погружению в музыку. Об этом красноречиво говорили и нескончаемые звонки мобильников (даже после просьбы ведущей их отключить!) и готовность радостно аплодировать посреди произведения, едва забрезжит долгожданная пауза.

Тем временем, ясная выстроенность, цельность представленной программы позволяла воспринимать её как философский фильм, как внутреннее приключение. Два отделения перекликались в приятной симметрии – два цикла в пять программных пьес, каждый, сонатина-соната. В первом отделении звучали произведения Равеля, во втором – Рахманинова. С первых звуков Сонатины фа-диез минор чуткий слушатель получил возможность прямо и легко соскользнуть в мир причудливых образов музыки Мориса Равеля.

Музыка, послужившая своеобразным концертным прологом к пьесам цикла «Отражения», была исполнена с непринуждённым изяществом, прозрачно, отчётливо, без излишней экзальтации. Так, если вспомнить сохранившиеся записи, играл сам Равель, так позже играл его Казадезюс – максимум текста, минимум интерпретации. Тем образнее и таинственнее звучали потом «Отражения», рассеивая в воображении жанровые флюиды - от мечтательных пасторалей Берты Моризо до пергаментно-бурых гротесков Калло, чей острый штрих проступил в мечетинском прочтении «Утренней серенады шута» едва ли не отчётливее, чем в более поздних пьесах «Ночного Гаспара».

Совсем иное впечатление произвела музыка Рахманинова во втором отделении. Не секрет, что малые фортепианные произведения последнего русского классика ряд отечественных исполнителей привычно кроит по лирическим лекалам. Знаменитые Пьесы-фантазии, в исполнении Екатерины Мечетиной звучат иначе – динамично, атакующе и в то же время на мощном интеллектуальном фундаменте, почти рассудочно. Такое исполнение позиционирует скорее философскую универсальность творчества Рахманинова, его глобальную значимость, нежели милый сердцу отечественного слушателя «дух русского поля».

Следом за хором восторженных рецензентов, хочется отметить талант Екатерины Мечетиной, как особенное явление современной музыкальной жизни. В её игре чувствуется подкупающая ясность и глубина, а технически безупречное исполнение идёт рука об руку с эмоциональной наполненностью. Состоявшийся концерт – несомненная веха в долгой и славной истории «Цветущего багульника». Такие страницы важно отмечать закладками. Для того, чтобы можно было вернуться к ценным воспоминаниям не раз и не два.

Дмитрий Бахаев

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору