На Международном конкурсе имени Чайковского всем хватает напряжения. Конкурсантов испытывают, подобно фарфоровым или хрустальным вазам, чтобы выбрать лучшую. Ценители рассматривают их на просвет, прослушивают, как они звучат в ответ на удар. Для жюри тоже предусмотрена работа в разных форматах. Недавно состоялся концерт членов жюри. А ещё регулярно работает пресс-клуб, на котором мэтры, один за другим, попадают под обстрел вопросами, часто не слишком комфортными. Вместо одного выступления на втором туре — у конкурсантов есть возможность выйти на сцену дважды. Даже если сольная программа была сыграна неудачно, участник может реабилитироваться, выступив с оркестром.
Скрипачи, в окружении камерного оркестра Musica viva, выступают в Малом зале. Открывает оркестровые прослушивания Пятым концертом Моцарта — Павел Милюков.
От зоркого взгляда педагога Павла Милюкова — профессора Владимира Иванова — ничего не ускользает. В зале он здесь — не как критик, скорее, болельщик. «Я каждую ноту знаю наперед, иногда проще выйти и сыграть, чем слушать своего воспитанника», — признается профессор МГК имени Чайковского, педагог Владимир Иванов.
Концерты Моцарта для испытания выбраны судьями по нескольким причинам. Считается: если сможешь исполнить классический концерт, значит, можешь многое. Выиграть филигранные пассажи — еще не главное, важнее — донести, о чем эта музыка. При этом не забывать, что ты на сцене — не один. «Необходим баланс между лидерством, пониманием, знанием и качествами именно в диалоге», — считает член жюри Вадим Репин.
Третий концерт Моцарта звучит в исполнении японки Майю Кишима. Волнение захлестывает, от интервью отказывается, впрочем, как и многие конкурсанты. Важнее для каждого из них сейчас — выдать на 100 процентов результат — звучать так, как никогда. У пианистов — задачи, схожие со скрипачами, у конкурсантов создавать баланс. «Важно звучать в едином ритме с оркестром, меня спасает Моцарт, я влюблен в его музыку, играю душой», — признается Тецлофф Рид.
А у жюри задача — этот баланс оценивать. Правда, выбор судей, порой, требует объяснения, с этой проблемой столкнулся Питер Донохоу. «В соцсетях я получаю комментарии и вопросы — почему судьи сделали тот или иной выбор. В любой точке земного шара публика может смотреть эфиры. Нам нужно выдавать как можно меньше информации зрителю», — считает член жюри Питер Донохоу.
Ставки на победу у пианистов публика уже сделала. Фаворит многих — француз Люка Дебарг.
Кто сможет удержать позиции, кто — вырваться вперед, какие неожиданности готовит третий тур конкурса?! Имена финалистов станут известны уже скоро — судьи подведут итоги в четверг поздно вечером.
tvkultura.ru