Вот такой простейший вопрос поставил меня в тупик. Что такое ФИЛАРМОНИЯ В МУРОМЕ? Начну издалека. После учёбы я вернулась в Муром. Особой разницы между жизнью в областном центре (откуда, правда, нет-нет да и срывались в столицу, в Большой или ещё какой неплохой театры) и маленьком провинциальном городке не замечала. Концерты в Муроме были замечательные: ансамбль скрипачей Большого театра СССР под руководством Юрия Реентовича, народный артист, профессор Московской консерватории Сергей Доренский – тогда совсем молодой высокий худощавый юноша играл сонаты Бетховена. В музыкальных школах выступали нынешние легенды мировой культуры. Артисты Владимирской филармонии были частыми гостями в общеобразовательных школах. В Советском союзе был план, разнарядки. Все просто обязаны были просвещать провинцию. Рухнул Союз. О провинции забыли. Играть стали там, куда звали и где платили.
Незаметно для себя погрузился в тишину и Муром. Культурный вакуум — только так можно назвать то время. И вот для того, чтобы в провинциальном городе звучала классика, чтобы дети могли слышать и знать музыку Баха, Чайковского и других великих музыкантов, в 1995 организовала филармонию. Идею создания городской Филармонии поддержал Пётр Алексеевич Кауров, который возглавлял тогда администрацию Мурома. Прошло три года, и филармония стала частной. Возглавить её я попросила Ирину Леонидовну Кротову. Долго объяснять не пришлось. Ирина Леонидовна была на всех наших концертах, разделяла мои взгляды и без долгих раздумий согласилась стать учредителем частного некоммерческого учреждения культуры «Филармония ». Вот так мы именуемся в официальных документах. Работы предстояло много, в том числе и не очень творческой. Концертными площадками стали общеобразовательные и музыкальные школы, библиотеки, залы городского музея, Центра внешкольной работы, Дворца культуры им. 1100-летия Мурома. Концерты-спектакли о Бахе, Григе, Моцарте, Россини, Глинке, Чайковском, Рахманинове, Прокофьеве, музыкальные путешествия по Японии, таинственной и туманной Британии, литературные программы, где звучали стихи Пушкина, Тютчева, Шекспира, Цветаевой, Пастернака, Чёрного, Северянина — всё это Муромская филармония. Новый виток – дружба с Международным Благотворительным фондом Владимира Спивакова. Какие диковинные инструменты впервые услышала муромская публика – маримбу, ксилофон, почти все духовые – флейту, кларнет, гобой, солирующие фаготы. Культурные десанты Фонда Спивакова выходили на сцену Дворца, и равнодушных в зале не было. Возраст исполнителей и совершенство их исполнения находились в таком несоответствии, что сражали и любителей, и самых строгих ценителей. Сейчас слежу за взлётами, перипетиями ставших друзьями взрослеющих музыкантов. Марина Кан — в Германии, Тигран и Сильва Мурадян — в Швейцарии, Варвара Непомнящая — в Германии. Дружба с Фондом подарила нам встречу с Екатериной Мечетиной. Художественный руководитель проекта «Моцартино», она приехала в Муром вместе с десятью стипендиатами. Это был не только прекрасный концерт, но пример удивительных – уважительных – отношений мастера и совсем юных артистов. После выступления каждый из исполнителей слышал добрые, ободряющие, окрыляющие слова Екатерины, уже тогда известной пианистки в самых высоких музыкантских кругах. Лауреат международных конкурсов, лауреат молодёжной премии «Триумф», сегодня Екатерина Мечетина член Совета по культуре при Президенте РФ. Более двадцати концертов стипендиатов прошли в Муроме. Каждый концерт – череда неотложных дел, волнений, непременных финансовых трудностей.
Приглашение профессиональных музыкантов стало новой страницей в истории филармонии. Одним из первых к нам приехал –теперь настоящий друг – пианист Сергей Петраков. Как повезло маленькой Выксе, что у них есть такой музыкант. К счастью, к его мнению прислушиваются и власти, и депутаты. Выступление Сергея на открытии одного из конкурсов имени Н.Г. Лаврентьева было встречено громовыми овациями. Как приятно было видеть искреннее восхищение бессменного председателя жюри – Эдгара Георгиевича Мартьянова! По рекомендации Сергея пригласила в Муром Филиппа Копачевского, тогда он учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Заочное – телефонное — знакомство вселяло некое беспокойство. Так ли хорошо он играет, как говорит Сергей? Признаюсь, такие сомнения испытываю всегда, до тех пор, пока сама не услышу. Это сейчас он лауреат престижных международных конкурсов, стипендиат нескольких благотворительных фондов, заканчивает консерваторию в классе профессора С.Л. Доренского, играет в России, Европе, сольно, с оркестрами и камерными ансамблями. А тогда очень живой, не по годам развитый, начитанный, элегантный подросток приехал с мамой поздно вечером. Гостиницей в очередной раз стала моя квартира. Ночные разговоры, дневная репетиция и вечерний триумф – абсолютное счастье. Счастье живого общения с талантом. Филипп не раз был в Муроме. Очень хочу услышать его вновь.
Трогательный подросток, опекаемый мамой — таким я впервые увидела Даниила Трифонова. Сомневающийся, ранимый. Специально ездила во Владимир на его концерт в зале областной филармонии, чтобы убедиться, что слова моего друга юности Евгении Куприяновой, музыканта и педагога, не просто слова, а настоящая правда. Так и оказалось. Преувеличений не было. Удивительный, не просто тонкий – тончайший музыкант.
Приглашение приехать в Муром приняли. Кто был на концерте, теперь могут с гордостью говорить об этом. На последнем конкурсе имени П.И. Чайковского, нынешним летом в Москве Даниил Трифонов стал абсолютным победителем – Гран при, первое место,приз за исполнение
Моцарта, приз зрительских симпатий. Нужны ли комментарии? Ох, боюсь, не скоро мы услышим на нашей провинциальной сцене этих ярких звёзд. Особая глава – организация мастерклассов. Настоящий учитель всю жизнь учится. И не только по учебникам. Важность общения с опытными, успешными педагогами переоценить невозможно. Профессора Московской и Нижегородской консерваторий, преподаватели Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Мерзляковского училища, Гнесинской академии, Нижегородского колледжа приезжали в Муром, чтобы рассказать, помочь, научить наших юных музыкантов, подсказать, открыть тайны мастерства их педагогам. Каждая встреча – повод для размышлений, возможность подняться на ещё одну ступень бесконечной лестницы познания. Аркадий Гаврилович Севидов, Наталия Николаевна Фиш, Белла Абрамовна Альтерман, Кира Александровна Шашкина, Надежда Борисовна Абрамова, Ольга Евгеньевна Мечетина, Ольга Леонидовна Бер – как повезло нам, что имели честь слышать их.
Отдельная глава – «взрослые» музыканты. Ответственное дело – пригласить, встретить, проводить тех, кого приглашают, встречают и провожают в Зальцбурге, Берлине, Милане, Токио, Пекине, Нью-Йорке, Лондоне… Каждый раз волнение зашкаливает. К счастью, все мои гости оказываются – слава Богу! – очень хорошими, порядочными людьми, с прекрасным чувством юмора, не без иронии, как правило, с философским складом ума. Закономерно – скажете вы: как без этого понять, охватить, донести до нас те глыбы, махины, что им – музыкантам – по плечу. «Моцарт квартет», Трио им. С.В. Рахманинова, «Романтик квартет», народный артист РФ, профессор Московской консерватории Аркадий Севидов, народный артист Советского Союза Михаил Рожков, блистательный балалаечник Андрей Горбачев, Нижегородский брасс-квинтет, ансамбль «Галантная Европа», Наталия Иванова-Крамская и её ансамбль гитаристов, заслуженный артист России Алексей Лундин, коллективы Владимирской областной филармонии – камерный оркестр Александра Сонина, Владимирская капелла мальчиков народного артиста РФ, профессора Эдуарда Маркина, столичное «Лундстрем трио» и семейный дуэт Леонида Лундстема и Марии Воскресенской, Михаил Цинман, Ирина Дубровская, уже несколько лет поющая в оперных театрах Италии. Московский пианист Михаил Лидский, сыгравший на муромской сцене потрясающие по глубине, сложности монопрограммы из сочинений Шумана, Шопена, Шуберта, Листа, открывший нам Танеева и Метнера. Именно он, узнав о череде непреодолимых трудностей филармонии бросился на помощь. Его письмо в защиту и поддержку деятельности Муромской филармонии, к которому присоединились видные музыканты, педагоги и общественные деятели – В.К. Мержанов, А.В. Лундин, Р.А. Островский, А.В. Фоменко, С.А. Главатских, М. Пурыжинский, И. Силиванова – было первым.
За 17 лет существования филармония организовала, подготовила, провела в Муроме более четырёхсот концертов классической музыки. Большой, благородный труд. Чтобы у детей было полноценное детство, которое без общения с искусством не может быть счастливым. Чтобы взрослые могли оставаться людьми, испытывая настоящие сильные чувства, слушая вечную классику. Вот вам, дорогие друзья, развёрнутый, но не исчерпывающий ответ на вопрос – что такое Муромская филармония. С надеждой смотрю в будущее. В конце августа была на при-ёме у главы города. Фраза Е.Е. Рычкова: «Всё у нас с Вами получится » – внушает оптимизм.
27 октября приглашаю любителей музыки на встречу с удивительным человеком и превосходной пианисткой – Полиной Осетинской.
Е. ПОНОМАРЕВА, художественный руководитель Муромской филармонии.novprovinciya.ru