Елена Пономарева размышляет, надо ли отдыхать от классической музыки в каникулы
В столичных городах академическая культурная жизнь летом не только не заканчивается, не «уходит в отпуск», но начинает жить по другим законам. Музыканты выходят на новые площадки, начинаются гастрольные выступления. В Европе культурным центром может стать городок с населением в 20 тысяч жителей. Есть зал, рояль, инициатива, природный ландшафт – и зал на четыре тысячи слушателей переполнен. Многие приезжают издалека. К слову, в небольшом шведском городке Воргода, где живёт всего пять тысяч жителей, я насчитала пять очень приличных роялей, как правило, немецкого или японского производства. Для справки: в Муроме более 120 тысяч жителей, зал Дворца культуры им. 1100-летия г. Мурома рассчитан на 600 мест. Аншлагов на концертах классических музыкантов не наблюдается. Хороших роялей в городе просто нет. Как не вспомнить банальное уже: «Не место красит человека…»
Может быть, и в Муроме приживётся хорошая традиция летних концертов классической музыки?! В конце мая я была на приёме у начальника Управления образования И.И. Раевской. Ирина Игоревна с интересом отнеслась к предложению провести серию летних концертов - дать возможность муромским школьникам в дни летних каникул услышать классическую музыку. Сказано – сделано. Первый концерт был назначен на 15 июня. Проходить эти встречи будут днём, в музыкальной школе №3. Исполнители – артисты муромской филармонии. В программе музыка Шуберта, Бетховена, Брамса, Мийо… Слушатели – дети. Дорогие взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки…, если у вас есть возможность – приходите вместе с детьми. Садитесь в зале рядом со своим ребёнком и слушайте, думайте, переживайте, а после концерта – обсуждайте – ВМЕСТЕ. Это такое простое, доступное лекарство помогает найти общий язык, стать ближе. Может быть, летний концерт станет первым шагом в бескрайний мир вечных ценностей. Мы не знаем, как и чем отзовётся наше слово и дело в судьбе ребёнка. Главное, чтобы эти слова, поступки – семена разума вообще были заронены.
Я очень люблю книгу Григория Фрида «Музыка – общение - судьбы». Автор - советский композитор, педагог, общественный деятель, ветеран Великой Отечественной войны. Двадцать лет возглавлял Московский молодёжный музыкальный клуб при Всесоюзном Доме композиторов. Хорошо написанная книга (вся в закладках, которые время от времени меняют места жительства) отвечает на многие вечные вопросы – что такое музыка? где её границы? … Пожалуйста, наберитесь терпения, я прошу вас прочитать её начало, небольшой фрагмент первой страницы.
«Музыка! Замечательно, когда человек связывает с ней свою жизнь, когда музыка становится потребностью, когда в детстве она предстаёт как чудо, а в старости воскрешает прошлое, смягчая тени и углубляя воспоминания… Но что она такое? Почему её воздействие на человека оказывается столь сильным?»
И чуть дальше. «Выдающийся французский мыслитель нашего (теперь уже – прошлого!) столетия П.Тейяр де Шарден в своей удивительной книге «Феномен человека» пишет:»… Нет ничего более деликатного и мимолётного, чем начало… В любой области, когда вокруг нас начинает пробиваться что-то действительно новое, мы его не замечаем по той простой причине, что нам надо было бы видеть его рассвет в будущем, чтобы заметить его в самом начале. А когда та же самая вещь выросла, и мы оборачиваемся назад, чтобы найти её зародыш и первые наброски, то тогда, в свою очередь, скрываются эти первые стадии, уничтоженные или забытые… Поэтому нет ничего удивительного в том, что … вещи кажутся нам появившимися в готовом виде».
И хотя речь в этой книге идёт, главным образом, о музыке, я осознаю эту мысль гораздо шире. Мы не помним, не видим источника, начала добра и зла. Те, кто старше, – помогите привить детям хорошие привычки, дать начало умным традициям.
Для многих людей спасательным кругом в тяжёлых жизненных ситуациях стало именно искусство.
Будьте здоровы и до встречи!
Елена ПОНОМАРЕВА, художественный руководитель Муромской филармонии
murom.ru
Комментарии
Евгений. Муром., 12 июля 2013:
Хотелось бы знать. как "продвигается" идея летних концертов классической музыки. есть какие-то подвижки"? И не отразится ли на "качестве" основного сезона? В том смысле. что подготовка к новому сезону происходит летом. в каникулы. (я так думаю) Не велика ли "нагрузка на Филармонию в лице ее руководителя Е.Л.Пономаревой?