В прошлом году музыкальный фестиваль «Crescendo» отметил свой десятилетний юбилей. Надо сказать, праздник получился ярким и незабываемым. Арт-директор фестиваля — народный артист России, президент благотворительного фонда «Новые имена» Денис Мацуев — привез с собой как молодых, уже прославленных музыкантов, так и восходящих звезд. Нынешний фестиваль вышел, может быть, не таким торжественным, но не менее увлекательным, чем в 2014 году. А учитывая, что цель «Crescendo» — представлять широкой аудитории новое поколение отечественных музыкантов и являть миру мощь русской исполнительской школы — яркой, уникальной, основанной на преемственности поколений, традиций, то форум свою задачу выполнил в полной мере.
Статусность и импозантностьЗародившись в Пскове, «Crescendo» колесит по разным городам, а в 2012 году добрался и до Черноморского побережья. И то, что фестиваль осел в олимпийской столице, довольно-таки эффектно и гармонично вписавшись в курортную жемчужину страны, во многом личная заслуга руководителя Сочинского концертно-филармонического объединения, а именно его генерального директора Владимира Мишарина.
Сам пафосный, монументальный стиль Зимнего театра, где и проходят «крещендские» гала-концерты, придает всему действу определенную статусность и импозантность, хотя, несомненно, главное достоинство праздника — его вдохновенные участники.
Три вечера зал Зимнего содрогался от оваций и ценители «классики» имели возможность наслаждаться великолепной игрой прекрасных музыкантов. 11-й «Крещендо» получился своеобразным бенефисом Уральского филармонического оркестра под управлением дирижера Дмитрия Лисса. «Чудом из Екатеринбург» величают за границей этот потрясающий коллектив, который по качеству звучания сравнивают порой со знаменитым оркестром легендарного Евгения Мравинского. Два дня уральцы сверхделикатно аккомпанировали совершенно разным музыкантам, в их исполнении прозвучала также одна из самых «лирических симфоний» русской музыкальной культуры — Вторая симфония Сергея Рахманинова, и все это было сделано с большим вкусом и мастерством. Но уральские симфонисты — мэтры своего дела, а вот дебютантами нынешнего гала стали победитель юношеского конкурса имени Чайковского, совсем юный пианист Александр Малофеев и арфистка из Мариинского театра Софья Кипрская. Очарование молодости и сверходаренность ребят внесли в эти вечера дух незамутненной чистоты и надежды.
Шутки от «классиков»Кстати, среди зрителей фестиваля можно было встретить и участников недавнего конкурса Чайковского. Дмитрий Шишкин, к сожалению, выбыл, как и многие другие талантливые соискатели, из борьбы, что нисколько не умаляет его высокий пианистический дар. Стоит только послушать Шопена в исполнении Дмитрия, и ты сразу понимаешь, какой огромный потенциал имеется в нашей музыкальной культуре. Сейчас молодой человек готовится к конкурсу имени Фредерика Шопена в Варшаве. Проводимый один раз в пять лет, он собирает лучших из лучших.
Стоит отметить, что зрители с нетерпением ждали встречи с уже опытными «крещендовцами» — кларнетистом Игорем Федоровым и виолончелистом Борисом Андриановым. Игорь Федоров — один из немногих в мире концертирующих солистов-кларнетистов. Блестящий виртуоз, глубокий интерпретатор, музыкант с уникальным репертуаром, сегодня он достойно представляет российскую музыкальную культуру в мире, как и виолончелист, Борис Андрианов. Андрианов стал первым российским лауреатом на Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже.
Концертмейстер Лондонского симфонического оркестра Роман Симович по виртуозности игры, призам и наградам тоже многим своим коллегам может дать фору. И, конечно же, «хозяин бала» — маэстро Мацуев в своей «бисовской» зажигательной манере исполнил Первый концерт Чайковского, почему-то в последний момент отказавшись от Второго концерта, заявленного в программе. Возможно, «Первый» пианист любит и исполняет чаще, чем «Второй».
Завершился фестиваль шоу «Классика & джаз» — программой, полной эмоций, импровизации и остроумия. Последний день, кажется, самый желанный у публики. Здесь артисты и зритель находятся в удивительном единении и экстазе. Музыканты получают нужную им разрядку, а меломаны — наслаждение и зарядку. Однако не успел завершиться один праздник, как на смену ему пришел другой — XVI Открытый фестиваль органной музыки. Безусловно, орган — инструмент, который мало кого может оставить равнодушным. Кто-то его воспринимает как средство общения с Богом, для кого-то это просто неповторимый полет души.
Александр Геннадьев Фото: Юрий Корчагинyugtimes.com